"Вести.Ру": Издательство "Молодая гвардия" празднует 90-летний юбилей
Издательство "Молодая гвардия" празднует 90-летний юбилей
Одно из старейших отечественных издательств — "Молодая гвардия" — отмечает юбилей. Основанное 90 лет назад, оно уже в первый год работы выпустило более 70 книг общим тиражом почти в 600 тысяч экземпляров. Потом были популярные журналы, знаменитые серии, среди которых "Жизнь замечательных людей" и, конечно, книги классиков: Шолохова, Астафьева, Распутина, Солженицына.
За всю свою внушительную историю это издательство оказалось не подвластно банкротствам, слияниям и поглощениям, как это случилось со многими. Даже место жительства его неизменно с середины сороковых годов – улица Сущевская, дом 21. Воля к жизни "Молодой гвардии", а самое главное, ее верность традициям книгоиздания достойны особого уважения.
Тоненькие, меньше 100 страниц книжечки почти карманного формата хранят в специальных библиотечных переплетах. Это сокровище, причем так здесь называют не только эти издания конца XIX века, но и саму идею серии ЖЗЛ. Коллекцию биографий начал собирать и издавать просветитель Флорентий Павленков, в 1933 году продолжил Максим Горький, затем "Молодая гвардия". Личности не всегда морально безупречные, но, тем не менее, важны для истории, науки и культуры.
"Если автор интересен, он имеет возможность разбудить интерес к истории, к литературе необязательно через Пушкина и Гоголя, а и через фигуры второстепенные и третьестепенные", — считает Андрей Петров, главный редактор издательства "Молодая гвардия".
Его биография Гагарина заняла в ряду ЖЗЛ почетное полуторатысячное место. Отказ родственников космонавта от интервью, конечно, расстроил Льва Данилкина, но пробелы он компенсировал попыткой понять, каково это быть первым — ради книги автор решился на прыжок с парашютом и даже попросился полететь в космос, но эту инициативу Роскосмос пока не одобрил.
"Я нашел одноклассника Гагарина, который с ним учился, и он рассказал много удивительных и даже шокирующих подробностей. Я использовал источники, которые вряд ли до меня к кому-то попадали – это иностранные источники – американские, английские, французские", — рассказывает писатель Лев Данилкин.
Биограф должен быть историком и литератором в одном лице, но еще он обязан быть неравнодушным к своему герою. Такие, как Людмила Сараскина, вообще на вес золота. С 2001 года писательница, близко знакомая с Александром Солженицыным, собирала материал, но о книге даже не мечтала. Автор книги "Архипелаг Гулаг" был категорически против прижизненной биографии. Уговорил его директор "Молодой гвардии". Издание вышло в серии "Биография продолжается" — она о современниках. Позже было дополненное, но уже посмертное издание ЖЗЛ. Затем вышел еще один внушительный том — на сей раз Сараскина написала о Достоевском.
"Я была словно в хрустальном футляре. Никто меня не тиранил. Мне Александр Исаевич еще при жизни говорил: наверное, они вам будут руки выкручивать, наверное, они будут на вас давить. Я все время ждала, когда мне будут руки выкручивать, когда будут на меня давить. И этого не было", — вспоминает писательница Людмила Сараскина.
Конечно, серией "Жизнь замечательных людей" история издательства не ограничивается. Все началось в 1922 году с познавательных брошюрок. Искоренять невежество рабочей молодежи — вот была основная задача, возложенная на "Молодую гвардию".
Через год после войны в редакцию свою рукопись принес Александр Фадеев, а куда ж еще нести роман с таким названием. Его "Молодую гвардию" в издательстве "Молодая гвардия" с учетом разных редакций в течение 40 следующих лет переиздавали аж 15 раз.
"Молодая гвардия", невзирая на свой возраст, молода, активна, энергична. Это полигон новых идей, и я уверен и точно знаю, что сразу после юбилейных мероприятий мы займемся созданием новых проектов", — обещает Валентин Юркин, генеральный директор издательства "Молодая гвардия".
Еще каких-то 10 лет и юбилей уже будет вековой. В планах составить "золотую полку ЖЗЛ" — переиздать лучшие биографии из знаменитой серии, возможно, составить вариант коллекции для детей и, скорее всего, оцифровать тексты — от прогресса и электронных книг никуда не деться даже тем, кто ратует за бумагу и твердый переплет всей душой.