«Захоронить Ленина – значит присоединиться к тем, кто его осуждает».
В эфире радио «Спутник» Лев Данилкин осветил ряд аспектов, связанных с его книгой «Ленин: Пантократор солнечных пылинок».
Изучение диалектики Гегеля, пронизанное стремлением постичь каждое явление в динамике развития, существенно повлияло на мировоззрение Ленина, и неслучайно именно из гегелевских текстов родился у Данилкина подзаголовок книги. По словам Данилкина, Ленин убедил его в том, что в мире нет ничего однозначного, очевидного, непротиворечивого:
— Если спросить, хорошо ли, когда есть свобода, каждый из нас наверняка ответит, что да. Ленин же подошел бы к этому вопросу критически: свобода от чего? свобода для кого? И показал бы, что у разных слоев общества нет общего знаменателя.
Данилкин стремился запечатлеть не только Ленина-политика, о котором уже сто лет спорит весь мир, но и Ленина-человека. И всё равно революционер, аналитик, мыслитель превалирует — просто потому, что Ленин был очень скрытным. С мужчинами он почти никогда не сходился, — воспринимал их как конкурентов и политических субъектов, — предпочитая им женщин: мать, сестер, Крупскую, тещу. В каком-то смысле Ленин был феминистом.
Кроме того, Данилкин поделился мнением о том, стоит ли «отпустить» Ленина — перенести его тело из Мавзолея.
— Захоронить Ленина — значит присоединиться к тем, кто его осуждает. Я не думаю, что мы должны это делать. Почему никто не предлагает захоронить, скажем, Тутанхамона? Ленин сильно удивился бы, если бы ему сказали, что его мумифицируют, но раз уж — по ряду причин — так произошло, нам не стоит ничего менять, — сказал Данилкин.
Читайте также:
Лев Данилкин: «Главным было избавиться от иллюзии, что о Ленине уже всё написано».