Ваша корзина пуста
серии
Теги

Басовый ключ эпохи

150 лет со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина.

Шаляпин в Нижнем Новгороде, 1896 год. Фотография М. П. Дмитриева

Федор Иванович вспоминал, что его первое театральное впечатление, как он выразился, «театральный ожог», связано не с театром даже, а с выступлением ярмарочного актера, которое он увидел, когда ему было восемь. Актерское мастерство скомороха, удивительное присутствие духа поразило Федю и открыло для него идею «на некоторое время не быть самим собой». В детстве то выступление было для Шаляпина верхом, пределом искусства. Намного позже, уже выступая в роли Бориса Годунова, при подготовке к которой он даже консультировался у историка В. О. Ключевского, он чувствовал, что прошел лишь этапы длинного, долгого пути, а предел в искусстве, конечно, недостижим.

В начале карьеры Шаляпин много путешествовал. Его партии звучали в Казани и Уфе, хотя ему было всего 16—17 лет. По-настоящему серьезно заниматься своим голосом стал после встречи в Тифлисе с оперным певцом и педагогом Д. А. Усатовым. Затем Ф. И. Шаляпин перебрался в Москву и наконец в Санкт-Петербург, где в 22 года был принят на службу в Императорские театры.

Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова в одноименной опере М. Мусоргского. Фото: М. Шерлинг. Арх. N 4-29920

Широкая известность пришла к нему в труппе частной русской оперы мецената С. И. Мамонтова в Москве, где Ф. И. Шаляпин развернул свой талант, создав глубокие образы в операх русских композиторов М. И. Глинки (Иван Сусанин в «Жизни за царя»), Н. А. Римского-Корсакова (Иван Грозный в «Псковитянке», Сальери в «Моцарте и Сальери») и М. П. Мусорского (Борис Годунов в «Борисе Годунове»)...

Ф. И. Шаляпин в роли Ивана Сусанина в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя». Фотограф не установлен. Арх. N 0-270464

Известность позволила ему познакомиться с писателями А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, М. Горьким, водить дружбу со многими выдающимися живописцами того времени: И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. И. Левитаном, В. А. Серовым, М. А. Врубелем. Позднее в мемуарах Шаляпин сетовал, что в то время недостаточно внимательно и глубоко воспринимал это общение.

С балериной А. П. Павловой (1925 г.) Фотограф не установлен. Арх. N 0-274642

Дарования Шаляпина не ограничивались музыкальной сферой: он занимался живописью, лепил. Эта сторона его творчества находила выражение в сценическом гриме – певец преображался в соответствии с образом. Когда после концерта его приглашали в императорскую ложу, император Николай II неизменно хорошо отзывался о его пении. Однако Шаляпину казалось, что его приглашают главным образом из-за того, чтобы рассмотреть вблизи именно грим, приклеенный нос или бороду.

С супругой М. В. Петцольд [1928 г.] Фотограф не установлен. Арх. N 2-14513

Впрочем, талант Шаляпина был признан на государственном уровне – в 1910 году он был удостоен звания Солиста Его Императорского Величества. Говорили, что его долго считали неподходящей кандидатурой на такое звание: мешало, конечно, не отсутствие таланта, а дружба с Максимом Горьким. Но, в конце концов, всё решило заступничество директора Императорских театров В. А. Теляковского. А несколькими годами позже Шаляпин получил аналогичные звания от правителей Италии и Англии.

С дочерьми (конец 1920-х – начало 1930-х). Фотограф не установлен. Арх. N 2-14512

В советский период он не только получил должность художественного руководителя бывшим Мариинским театром, но и стал первым народным артистом молодой республики в 1918 году. Однако в июле 1922 года Шаляпин отправился на гастроли за границу, и эти гастроли затянулись на многие годы. В 1927 году он был лишен звания народного артиста и права возвращаться на родину – формальной причиной стало пожертвование из сборов концерта, которое Шаляпин сделал в пользу детей эмигрантов. До конца своей жизни (умер в 1938 году) Шаляпин оставался за рубежом, продолжая гастролировать по США и Европе.

Ф. И. Шаляпин в одной из рабочих столовых Нью-Йорка во время гастролей. США. 1932 г. Фотограф не установлен. Арх. N 0-274650

Только 29 октября 1984 года прах великого певца вернулся на родину и был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Во время лечения в госпитале. Париж. Франция. 1935 г. Фотограф не установлен. Арх. N 0-274656

Дочь Ф. И. Шаляпина, актриса театра и кино И. Ф. Шаляпина-Бакшеева, у мемориальной доски и бюста своего отца в доме, где певец жил в 1910—1922 гг. Москва. Август 1957 г. Фото: Е. Явно. Арх. N 0-385270

Фотографическое наследие Ф. И. Шаляпина немного обширнее, чем кинематографическое, но и от него в РГАКФД хранится лишь малая часть. Из наиболее примечательных фотографий стоит выделить работы двух выдающихся мастеров фотографии – М.А. Шерлинга (портреты Шаляпина в сценических образах) и М. П. Дмитриева (портрет с Горьким).

Юлия Андрейкина, «Российская газета»

Читайте полную биографию Ф. И. Шаляпина в книге Виталия Дмитриевского.