Что год минувший нам готовит?
Обозреватель «Российской газеты», автор «Молодой гвардии» Павел Басинский подводит итоги уходящего 2015 года для читающей России.
Заканчивается 2015 год… Для писателей и читателей России это был прежде всего Год литературы. Впрочем, нашлось немало людей, в том числе и внутри писательского сообщества, которые саму идею Года литературы приняли критически. Зачем Год литературы? А в другие годы литература не нужна?
Это разговоры от лукавого. Россия — огромная страна, и сохранение в ней единого культурного пространства всегда будет ее проблемой. Что касается литературы, возможно, главным достижением последних десятилетий является то, что в России сохранилось представление о литературе не только как безусловной, но и приоритетной ценности. Проще говоря, мы не забыли, что мы страна Толстого и Достоевского, которые до сих пор служат визитной карточкой России в мире. Можно называть это анахронизмом, но не дай Бог утратить этот анахронизм. Год литературы стал напоминанием об этом. И то, что в конце года состоялся масштабный проект ВГТРК «Война и мир. Читаем роман», когда полторы тысячи человек, представители всех профессий, со всех концов страны, в течение четырех дней в режиме нон-стоп читали в эфире самый известный роман всех времен и народов, представляется мне одним из главных событий минувшего года.
Другим архиважным событием я считаю летнюю книжную ярмарку, которая прошла на Красной площади. Трудно представить себе что-то подобное в других странах. Трудно представить книжную ярмарку рядом с Вестминстером, Эйфелевой башней или Тадж-Махалом. Для этого во всех странах есть специальные «площадки». Да, они бывают колоссальными, как на Всемирной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне. Но чтобы под книжную торговлю на несколько дней отдали исторический центр и туристическую Мекку страны, такого не было нигде. Очень надеюсь, что эта ярмарка станет ежегодной.
Главным юбилейным событием, я думаю, нужно признать 100-летие Константина Симонова, совпавшее с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.
Главной утратой была, конечно, кончина Валентина Распутина. Он навсегда останется писателем, который в ХХ веке преподал нам уроки русского в самом чистом и высоком понимании этого слова. В начале перестройки он, было, попытался окунуться в политику, но скоро понял, что писателю нет в ней места. Урок этот не усвоен новым поколением писателей. Они продолжают свои азартные политические игры и имеют на это полное право. Но почему-то мне кажется, что на этом поле они проиграют.
Трудно, почти невозможно определить главного писателя этого года. По данным ВЦИОМ, в рейтинге самых популярных писателей России на первом месте — Дарья Донцова, на втором — Захар Прилепин. Если судить по итогам премий «Книга года» и «Большая книга», главным писателем года нужно признать Гузель Яхину с дебютным романом «Зулейха открывает глаза» — первый случай, когда дебютная книга получает две главных премии. Согласно рейтингу РБК, составленному на основе данных о продаже крупнейших издательств страны, самой продаваемой русской книгой стала «Планета Вода» Бориса Акунина о все тех же приключениях сыщика Фандорина. На четвертом месте — Дмитрий Глуховский с антиутопией «Метро 2035». Остальные восемь позиций в топ-десятке занимают переводные книги. По данным столичных библиотек, самыми востребованными книгами 2015 года стали роман «Обитель» Захара Прилепина, «Детство 42−53» Людмилы Улицкой, «Любовь к трем цукербринам» Виктора Пелевина и «Русская канарейка» Дины Рубиной.
Вывести из этой разноголосицы какой-то сухой остаток сложно. Но я все-таки постараюсь это сделать.
В представлении российского читателя главным писателем является Захар Прилепин, который одновременно занимает ведущие позиции в рейтинге политиков и общественных деятелей страны. Это говорит о том, что писатель в России по-прежнему должен быть «больше, чем писатель». Посетители книжных магазинов в основном покупают детективы, фантастику и любовные романы. Лидерами продаж как были, так и остаются Акунин и Донцова. Экспертное же сообщество выбрало Гузель Яхину как наиболее перспективного писателя этого года. И ничего странного в этих разночтениях нет. Думаю, что и в будущие годы литература будет оцениваться с разных точек отсчета. Писателя N 1 в обозримом будущем не предвидится. Не будет новых Толстых, Достоевских и Солженицыных.
Главным событием Года литературы я считаю тысячи мероприятий, которые при поддержке государства прошли во всех городах и регионах страны. Об этом замечательно сказала в своей речи на вручении ей ордена «За заслуги перед Отечеством» Наталия Солженицына: «Год литературы выявил целую армию подвижников, энтузиастов книги, чтения, чистой и ясной речи — готовых служить просвещению в культуре иногда в очень скромных или трудных обстоятельствах. Они работают каждый день для того, чтобы в России не кончался Год литературы, а когда страна переживает нелегкие времена, как сейчас, то искусство и литература нужны еще острее, чем в годы беспечные, потому что они воспитывают людей мыслящих, независимых, стойких, потому что они учат истинному соотношению ценностей».
Павел Басинский
«Российская газета» — Федеральный выпуск № 6865 (294)