Чтобы не было мучительно пошло…
Чем пошлее штамп, тем он прочнее. Например, такой: «Ленин — немецкий шпион, разваливший Россию». Но известный писатель Лев Данилкин открыл «другого Ленина», и результат впечатлил. И не только потому, что оригинальный человеческий портрет вышел привлекательнее посмертной маски с замазанными чертами. Но и потому, что в эволюции героя обнаружились составляющие, грозящие разрушить уже не штампы, а целые доктрины: «Ленин начинал как почти все марксисты — как экономист-вестернизатор; ему казалось, что Россия такая отсталая страна, и смысл революции в ее случае — это быстрая модернизация в сторону капитализма, который развивался в Европе и Америке во второй половине XIX века… Но в 1917 он перестал воспринимать историю России как недозападную, которую можно просто пустить в топку ради мировой революции. Все или, по крайней мере, многие рано или поздно приходят к тому, что представления о России как о „догоняющей“ стране не соответствуют действительности, навязаны. Россия — идеальная центральная точка для выстраивания нового центра, отменяющего „обычный“. И собственно, с этим связана история Коминтерна, намерение построить в Москве второй центр. Есть запад, первый, и в Москве — второй».
Подобные мысли провоцируют мгновенную бурную реакцию в полярных вариантах. Но сшибку мнений здесь эксплицировать неуместно. Если кому-то важно не только решить для себя, кто такой Ленин, но и взглянуть на мир, в котором он родился и жил, то для этого в книге есть прекрасная возможность. Кроме глобальных идей, здесь содержится масса любопытных деталей и подробностей о России и Европе конца XIX — начала XX в. Частная жизнь провинциальной и столичной интеллигенции, быт рабочих, хозяйство, торговля и образование, работа учреждений, дорожные поездки и городские прогулки — обо всем можно узнать массу нового и интересного. А когда в эту жизнь вторгается элемент политической борьбы, подпольных обществ, противостояния личности и государства, усилия по созданию и размежеванию партий, повествование становится более событийным и захватывающим, чем произведения самых искушенных беллетристов. Главный герой меняется вместе с окружающей его действительностью, его окружение становится все более разнообразным, и у автора хватает материала, чтобы на документальной основе воплотить все это. Иногда, правда, начинает казаться, что изображаемая жизнь как бы «плывет по течению» — отсутствует фактор инициативного замысла, принятия решений, приложения воли, сопротивления и преодоления. Ведь Ленин — в первую очередь вождь, то есть мы привыкли так думать. Но «вождь» все только читает, пишет, мыслит, общается и живет частной жизнью, причем вдали от России. Ну да, спорит, кого-то поддерживает внутри партии, кого-то отвергает. И так до 1917 года, когда вдруг решается на вооруженное восстание. Потом ему суждены еще семь лет жизни — самых, пожалуй, беспрецедентных в мировой истории, как в личной, так и государственной ипостаси, из которых последние два стали самыми трагичными.
Отдельно — о стиле: эрудиция и непринужденность автора предполагают, что читатель должен чувствовать себя внутри текста «своим человеком».
Данилкин Л.А. — «Ленин: Пантократор солнечных пылинок» — М.: Молодая гвардия, 2017. — 783 с. — (Kunst ЖЗЛ)