Ваша корзина пуста
серии
Теги

Цвейг притягивал успех

Интервью с Федором Константиновым – автором биографии Стефана Цвейга.

Опубликовано на новостном портале Сахалина и Курил.

…Федор подчеркивает, что не зазнался, несмотря на свои успехи и не забыл своих сахалинских корней, тем более что уже давно получил прививку признанием и аплодисментами, когда играл в КВН, исполнял пародии и принял участие в телевизионном проекте «Минута Славы» на Первом канале. Причем этим он занимался, как хобби. Долгое время трудился на производстве, получив техническую специальность в Долинске, а затем в Южно-Сахалинске. Позже стал журналистом на радио и телевидении. Окончил Московский государственный педагогический университет. Сейчас он не только автор нескольких книг, но и создатель цикла лекций, с которыми побывал во — многих городах России и за границей. А также продолжает заниматься журналистикой. Возможно причина успехов Федора, в том числе и в генах. Мама и папа были людьми рабочих специальностей, но относились ко всему творчески. Мальчик, родившийся в маленьком селе на морском берегу наверняка не думал, что его проводником в большой мир после родителей станет Стефан Цвейг. Хотя и в этом направлении его подтолкнула любимая мама.

— Насколько я понял, из различных людей, которых ты изучал и читал о них лекции, наибольший интерес у тебя вызывает Цвейг. Почему? Как ты пришел к этому человеку?

— В нашей семье еще на острове Сахалин (в моей юности) было принято читать книги вслух. Школьные произведения Пушкина, Лескова, Пришвина, Лермонтова. Но однажды по настоятельной рекомендации своей мамули я отложил в сторону обязательный список русской классики, заданный на лето и прочитал сборник неизвестного мне иностранного автора. Точно помню, что это была книжечка «Звёздные часы человечества» (издание сохранилось в домашней библиотеке даже при переезде), где среди пяти небольших рассказов был и очерк «Борьба за Южный Полюс». История духовной стойкости и моральной победы англичанина Роберта Скотта над успехом тщеславного норвежца Руаля Амундсена. Видимо, с тех пор, с той первой «борьбы» с нелюбовью к чтению я и влюбился в стиль Цвейга, в его волшебное, цепкое, магическое, магнетическое слово и творчество. Мама заметила мой порыв и всячески его одобряла, хотя больше никто в моем окружении во дворе, в училище, техникуме именем и книгами Цвейга не интересовался, да и в школьной программе его, к сожалению, не упоминали, никогда не предлагали к прочтению. Видимо, тогда мысленно я и бросил себе вызов, дал слово, что через много лет, когда стану взрослым, порадую мамочку и обязательно изучу биографию и все-все произведения писателя, заставившие меня действительно по-настоящему горячо и страстно в первую очередь полюбить чтение. Результатом этого замысла и стала книга для серии ЖЗЛ. Соответственно Цвейг для меня — это прежде всего память о маме (царство ей небесное), о доме, который находится далеко-далеко, о домашней библиотеке, о родине. Память не только о сборнике «Звездные часы человечества» Стефана Цвейга, но и память о «Звездных часах человека» Федора Константинова. Его детских трудностях, волнениях, переживаниях, страданиях. Его «борьбе» за победу над собой и обстоятельствами. В какой-то степени победой можно считать эту большую книгу. Она для меня, как и ее главный Герой действительно дороги, что-то глубоко личное, семейное, родное-родное.

— Поделись некоторыми интересными моментами из его биографии.

— Писатель Стефан Цвейг был удивительно одаренным и одновременно трудолюбивым человеком. Всю свою творческую жизнь работал сразу в нескольких жанрах (поэзия, драматургия, новеллы, романы, исторические очерки, биографии, эссе) и в каждом из них добивался наилучших успехов. Например, его антивоенную драму «Иеремия» уже в годы первой мировой войны приняли к постановке в швейцарском Цюрихе, а затем в Императорском Бургтеатре в Вене, пьеса «Домик у моря» и пьеса «Вольпоне» шли на подмостках пятисот театров по всему миру в том числе и в России (в нескольких театрах Москвы, Ленинграда). Цвейг притягивал успех, деньги, славу, людей, друзей, издателей и тем любопытнее изучать феномен его личности. Он никогда не гордился и не кичился своими заслугами, популярностью, миллионными тиражами, наоборот, скромничал, стеснялся выходить на сцену и принимать овации, цветы, комплименты в свой адрес. На его лекции в любом городе мира приходило полторы, две, три тысячи человек. Залы просто ломились. При этом все свое свободное время, а главное деньги, он посвящал и раздавал другим людям — покупал им костюмы и лекарства, снимал отели и виллы, вкладывал в карманы деньги нуждающимся, оплачивал лечения в санаториях, вытаскивал коллег из тюрем и алкогольной зависимости. Регулярно писал предисловия и рецензии начинающим поэтам и прозаикам, тем самым помогал им пробиться, о чем я подробно и обстоятельно рассказываю в книге, посвященной Человеку с большой буквы и всемирно признанному писателю, моему любимому писателю.

— Как долго и сложно работал над книгой?

— Старейшее издательство России «Молодая гвардия», где и вышла моя книга, в октябре 2022 года отметит свое столетие, а в прошлом феврале самому Цвейгу исполнилось восемьдесят лет с годовщины трагической смерти. Пользуясь случаем скажу, что мне очень жаль осознавать, ведь в родном моем Долинске нет книжного магазина, соответственно мои одноклассники, друзья, а главное, коллеги и близкие друзья моих покойных родителей, с коими я продолжаю много лет поддерживать связи, не смогут приобрести книгу. Но я обязательно для них что-нибудь придумаю и организую доставку, а книги подпишу на имя музея города Долинска, первой и родной второй школы, училища.

С Вадимом Эрлихманом — редактором книги о Цвейге

Работалось над книгой удивительно легко и всегда, каждый новый день с превеликим удовольствием и настроением, что называется не для галочки и контракта, а исключительно с осознанием, что книга нужна, необходима людям. Материал собирался хоть и медленно, но непрерывно, начиная с февраля 2017 года. С этого времени я регулярно выступал с лекциями о Цвейге в библиотеках Москвы и Подмосковья, в Санкт-Петербурге, в регионах нашей страны. Помню, что я никогда не переживал, если на лекции приходило, прямо скажем, немного слушателей и, если в зале видел пустое кресло, всегда мысленно «приглашал» сесть в него самому Цвейгу. Старался выступать настолько хорошо, чтобы речь и слайды понравились Ему и Он, Цвейг, за это на меня не обиделся, а похвалил. Соответственно, если пустых кресел было несколько, я «позволял» находиться в зале не только писателю, но и всем многочисленным героям его произведений. Постепенно меня стали приглашать больше и географически дальше. До пандемии я успел выступить в русских домах и культурных центрах Рима, Австрии, Израиля, нескольких университетах Турции, где Цвейг является одним из самых популярных писателей. Непосредственно рукопись книги создавалась и правилась год (апрель 2021 — апрель 2022), но необходимые источники сканировались в библиотеках, заказывались в университетах (от Библиотеки иностранной литературы в Москве, до Библиотеки Гарвардского университета в США), а также приобретались (плакаты, книги, журналы, открытки) налаживались связи с экспертами — порядка шести лет. Помогли архивы Нью-Йоркского Университета города Олбани, архивы Университета во Фредонии (США). Материалы, любезно присланные из Германии экспертом по Цвейгу, Оливером Матушек. Множество других моих обращений в архивы, слава Богу, не остались без ответа. В книге я привожу список благодарностей поименно.

— Иногда авторы говорят о «помощи» или, наоборот, «сопротивлении» своего героя в процессе работы над биографией. Было ли с тобой что-нибудь подобное?

— Цвейг удивительным образом помогал в работе. Думаю, первоначально он сам «выбрал» меня, еще тогда на Сахалине, году в 1999-м. А уже потом, гораздо позже, я «услышал» его голос и зов через произведения и надеюсь, достойно справился с возложенной ответственностью — представить биографию любимого писателя не только своим землякам-сахалинцам (куда я обязательно отправлюсь с отдельным лекционным туром), но и читателям всей России, русскоговорящей аудитории, многотысячной аудитории поклонников творчества Цвейга. Издательство «Молодая Гвардия» — лучший тому путь и проторенная дорога, признанный бренд наивысшего качества и способ донести ценнейший документальный материал до наибольшего количества читателей. Причем, пополняя его в последующих переизданиях.

— Какие произведения Стефана Цвейга рекомендуешь для первого знакомства с его творчеством?

— Школьникам и студентам в обязательном порядке я рекомендую и дарю на лекциях историю кругосветного плавания Фернана Магеллана. Книгу «Магеллан. Человек и его деяния». От произведения невозможно оторваться, ведь автор, сам будучи заядлым путешественником, эмоционально пишет о героическом подвиге и мужестве не только Магеллана, но и о других первооткрывателях эпохи великих географических открытий. Это та самая книга, которая сможет усадить непоседливых молодых людей на несколько дней прикованным в кресло. Научит быть сдержанным и во многом терпеливым в достижении поставленной «несбыточной» цели, научит заглядывать за горизонт мышления и видения мира, если угодно, думать и мыслить глобально. Девушкам, женщинам, матерям любого возраста можно рекомендовать и дарить на дни рождения сборники новелл Цвейга, и уже совсем скоро вы обнаружите, как за столом они готовы будут обсуждать сюжеты этих новелл и целиком цитировать отдельные абзацы. Всем, кто интересуется мировой историей и политикой — однозначно советую к прочтению «Совесть против насилия», «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского». Лучшую его книгу, на мой взгляд, биографию Жозефа Фуше. Разумеется, романизированные биографии «Мария Антуанетта» и «Мария Стюарт» — кладезь исторического материала. Скрупулезное описание психологических портретов правительниц, времени, эпохи, в которой они любили и ненавидели, создавали и разрушали, правили балом и погибали в нищете и заключении, были трагически казнены.Я знаю, что ты веришь в чудеса. Наверняка они случались в твоей жизни.

 — Я знаю, что ты веришь в чудеса. Наверняка они случались в твоей жизни. Расскажи о них. Расскажи о них.

— Ключевое слово в этом вопросе «веришь». Я действительно никогда не унывал и искренне верил в чудеса. В самые разные и вовсе не обязательно материальные. Когда двадцать первых лет жизни я ежегодно болел бронхиальной астмой и половину летних каникул проводил в больнице — верил, что смена климата поможет мне выздороветь и это случилось. Работая по своей прямой специальности механиком на автотранспортном предприятии в городе Долинске, верил, что могу больше. Все выходные дни я читал книги, писал стихи, принимал участия в литературных конкурсах, учился пародировать. Захотел принять участие в юмористических телепроектах и «чудом» это случилось. Захотел постичь профессию писателя и лектора и не без элемента чуда ее освоил. Надо всегда помнить, что везет тому, кто везет (старается и упорствует). Чудо приходит на порог к каждому из нас, просто до этого порога необходимо сделать несколько важных шагов собственными ногами.

— Раньше ты писал шутки и выступал с ними. Теперь это уже в прошлом? Приведи примеры наиболее удачных на твой взгляд.

— Один летний сезон 2006 года я еженедельно по субботам работалв прямом эфире на Авторадио, сидел в студии с Максимом Левченко и Аленой Бариновой, пародируя голоса самых знаменитых (узнаваемых) людей нашей страны — политиков, певцов, телеведущих, киноактеров. Мне нравился жанр пародий, я в нем себя чувствовал и чувствую до сих пор уверенно и комфортно. Могу и сегодня на застольях и днях рождениях поздравить виновника торжества несколькими разными голосами. Думаю, мне это еще много раз в жизни пригодится. Шутки для выступлений я писал всегда себе сам. И даже то нашумевшее выступление на Первом канале в программе «Минута славы», где в жюри сидел Владимир Вольфович Жириновский, я полностью подготовил самостоятельно.

— Каким ты видишь себя в будущем?

— Исключительно писателем и преподавателем мировой истории. Эти два направления мне абсолютно комфортны. Я постоянно люблю учиться сам, добывать и исследовать редкий материал, чтобы потом ясным языком изложить это студенческим и более зрелым аудиториям слушателей, а также в новых книгах, над коими я прямо сейчас вовсю веду работу.

— Творческие планы?

— В настоящее время вот уже пятый месяц я пишу большую биографию Андре Моруа для ЖЗЛ. Готово пять первых глав (даже могу сказать их точные названия «Ребёнок с локонами», «Ученик и друг Алена», «Наследник фабрики», «Офицер», «Незнакомки души моей»). Готова вся структура и содержание книги о Моруа. Структуру я всегда пишу сразу, до того, как преступаю непосредственно к работе. Пишу от руки, в несколько тетрадочек. Личностью Андре Моруа я интересуюсь с февраля 2011 года и за эти годы собрал много редких материалов об этом мастере биографического жанра. В соавторстве с известнейшим писателем Израиля Петром Ефимовичем Люкимсоном уже предстоящей осенью мы приступаем к написанию жизнеописания Альфреда Нобеля и всей династии Нобелей. Материал собран, вот и время пришло. Кстати, Петр Ефимович написал предисловие к моей книге о Цвейге.

Если говорить о далеких и туманных «мечтах вслух», то мне бы очень хотелось написать подробные биографии о следующих героях — педагоге В. Сухомлинском, о книгах которого в детстве мне часто рассказывала мамочка. Готов написать книгу о жизни и женщинах в жизни французского романиста и музыканта Ромена Роллана. Сильную книгу о мужестве и героизме генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева, книгу об исследователе Дальнего Востока, русском адмирале Геннадии Ивановиче Невельском. Уже наполовину написана и лежит «в столе» рукопись о бразильском дипломате Луисе Мартинсе де Соуза Дантасе (мою лекцию об этом «Праведнике Мира», прочитанную в Еврейском Центре Толерантности, можно найти в ютубе). На сто процентов готов материал на большую книгу и о Вариане Фрае (лекция есть в ютубе). Когда-то ученый, писатель и переводчик Илья Абрамович Басс написал книгу «Секретная миссия в Марселе. Один год из жизни Вариана Фрая» (издательство Алетейя, СПб, 2011). При очередной подготовке к лекции о Цвейге, году в 2018-м, эта книга случайно попала мне в руки и настолько понравилась, что я выкупил весь остаток тиража, связался с автором (Илья Абрамович проживает в США и в сентябре этого года ему исполнится 85 лет), чтобы предложить написать продолжение, более полную версию книги. Ведь к этому моменту я уже знал, что гарвардский выпускник Вариан Фрай вывез из оккупированной Франции начала сороковых годов двадцатого века и первую супругу Стефана Цвейга — Фридерику, и двух ее дочерей, и мужей дочерей. А также многих-многих других коллег и друзей писателя Стефана Цвейга, коих Илья Абрамович, при всем уважении, не смог включить в книгу. Да всех и невозможно было включить, ведь Вариана Фрай, находясь в Марселе всего тринадцать месяцев, успел спасти от верной гибели около двух тысяч еврейских интеллектуалов! В результате нашего сотрудничества с Ильей Абрамовичем получилась книга, вернее пока только рукопись, но она терпеливо ждет своего Издателя и как хорошее вино, только растет в цене.

— Какую книгу читаешь сейчас?

— Вот уже несколько лет я читаю одновременно несколько книг. Тем более, когда готовлюсь к лекциям или пишу статьи, монографии, биографии. На мой взгляд такая практика позволяет не бросать даже скучные материалы (коих в природе на самом деле нет, просто мы до мыслей автора, до его понимания вопроса и объяснения поставленных проблем не всегда дотягиваемся, дорастаем, и это нормально). Так что, когда вам кажется книга «скучной», попробуйте не отступать, а просто «разбавить» ее чем-то интересным Вам (или даже любимым), что даст возможность сравнивать слово, слог, стиль, перо авторов разных национальностей, стран и даже эпох. Ну это так, совет к месту. В данный момент я читаю роман французского писателя Альбера Камю «Чума», постоянно возвращаясь на несколько страниц назад. Казалось бы, топчусь на месте, но от чего тоже испытываю особое удовольствие смакования того или иного шедевра, памятуя выражение Д.С. Лихачева «книги надо читать столь же медленно, как они писались». Одновременно прямо сейчас выборочно перечитываю А.П. Левандовского «Триумвиры революции и его же портрет «Жанны д’Арк» в серии ЖЗЛ. Читаю прозу и поэзию Расула Гамзатова (и уже много лет собираю различные издания стихов и поэм этого великого дагестанского мудреца). Делаю закладки, читая воспоминания Ираклия Андроникова, к которым обратился уже повторно, так как настроен записать второй видеоролик об этом удивительном человеке-оркестре на его могиле на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. К аудиокнигам я так и не смог привыкнуть и по-прежнему предпочитаю читать глазами, хотя ежедневные велопрогулки позволили бы лишний раз «перечитать» ушами русскую классику первого ряда. Кстати, я подготовил целый список книг и автором, к кому неоднократно возвращаюсь в разные периоды жизни и настроения. Надеюсь, что-то из него пригодится и Вам.

— Собираешься ли приехать с лекциями на Сахалин?

— Обязательно! И довольно скоро, скажем в конце весны 2023 года. В планах проехать из Москвы на Сахалин по маршруту Антона Павловича Чехова и впоследствии написать материал об увиденном, сравнить свои наблюдения с описаниями об этой сложной поездке самого Чехова. Потом на основании такой творческой командировки нужно будет сделать цикл географический, исторических, литературных лекций опять же для сахалинцев.

Даниил Панкстьянов, Sakh.online