Дмитрий Быков: "Пусть мне заплатят, чтобы я перестал писать"
После закрытия “Гражданина поэта” в жанре политической сатиры образовался некий вакуум. Но публика требует продолжения. Планируете ли вы каким-либо образом вернуться к этому жанру в будущем, или тема себя исчерпала?
Наверное, нет. В этом жанре пусть попробуют себя другие, а мы с Михаилом Ефремовым сейчас заняты придумыванием нового. Или даже нескольких новых проектов. Правда, насчет их массовости? Я пока не уверен.
Признайтесь, вам, как автору объемных литературных трудов, не обидно было обрести всероссийскую славу за стихотворные версификации, которые сочиняются вами за считанные минуты?
Ну уж и считанные минуты! Это работа весьма кропотливая, попробуйте и убедитесь. Что до всероссийской славы -- боюсь, вы ее преувеличиваете. Меня как знал, так и знает небольшой процент верных, похожих на меня, социально и нравственно близких читателей. Если бы они не знали меня до “Гражданина поэта”, не обратили бы внимания и на него.
Кстати, закрытие проекта оказалось довольно продолжительным. Злые языки усмотрели в этом сходство со звездами шоу-бизнеса, которые ездят в бесконечные “прощальные туры” ради финансовой выгоды...
Эти люди совершенно правы. Мы действительно успели откликнуться не на все приглашения и планируем посетить с проектом еще несколько городов, где нас ждут с прошлого года. Впрочем, скажу честно, что финансовая выгода была не так велика, как моральное удовлетворение от встречи с дружественным залом.
В одном из интервью вы сказали, что с удовольствием взяли бы на себя роль “министра просвещения в правительстве переходного периода”. Какие действия на этом посту совершили бы в первую очередь?
О, много всего! В первую очередь отменил бы ЕГЭ, установил бы серьезные барьеры на пути всякой бездари при поступлении в педвузы, сделал бы их лучшими в стране и самыми труднодоступными. Модернизировал бы институты повышения педагогической квалификации, ввел бы с 8-го класса профилированное (гуманитарное, математическое или естественное) обучение с резким увеличением нагрузок, а то сегодня учащиеся не делают почти ничего. А надо учить, муштровать, школить в подлинном смысле. Привлекать университетскую профессуру. В несколько раз повысить учительскую зарплату, отказавшись от финансирования массы ненужных, имитационных, квазивоспитательных проектов...
Например, каких?
Всяких москвоведений, краеведений, нравственных воспитаний – только жесткие и конкретные учебные планы, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная познавательная деятельность. Мой лозунг был бы: “Превратим старшую школу в университет!”.
Реформа образования волнует вас больше всего?
Да, потому что Учитель – сакральная фигура, элита элит. Нам необходима партия учителей, защищающая интересы школы и транслирующая остальным ценности здравого смысла. И, само собой, просветительство, борьба с мракобесием, оккультизмом, сектантством, ограничение церковной экспансии в школы. Плюс любые льготы педагогу – от отдыха и повышения квалификации за границей до личного автотранспорта. Либо российские школы станут лучшими, либо у нас нет будущего.
Знаю, что вы часто ругаете себя за то, что могли бы писать больше. Зачем же тогда отвлекаетесь на газетные, журнальные публикации и прочие, казалось бы, не нужные серьезному писателю вещи?
Если вы возьмете на себя заботу о моем пропитании, я с радостью откажусь от журналистской работы. Не совсем, конечно, поскольку люблю журналистику и считаю ее важной разновидностью литературы, незаменимой школой для прозаика, кладезем впечатлений и т. д. – но от многого отказался бы с радостью. Увы, пока не видно этих бескорыстных любителей чистого искусства, готовых доплачивать мне за отказ от поденщины. Может, поискать среди особо завистливых коллег, готовых мне приплачивать, лишь бы я заткнулся? Или Кремль попробовать раскрутить – там, говорят, не любят мою журналистику...
А как вы оцениваете свой многолетний опыт в качестве телеведущего? Не планируете ли вернуться к этой деятельности?
Опять-таки не такой уж многолетний, но на “Времечке” было интересно, полезно, а главное – это помогало людям. Было сознание, что пользу приносишь. Сейчас я время от времени веду разные программы на кабельном канале “Ностальгия”, это связано с готовящимся выходом журнала “Советский Союз” – надо собрать информацию, пошерстить телеархивы, разобраться наконец, что это было.
Что скажете о состоянии современных российских СМИ? Есть мнение, что их главная проблема – в непрофессиональных кадрах...
Это тоже к вопросу образования. Но если у вас болит голова, это еще не значит, что нет поноса. Есть и непрофессионализм, и дремучее невежество, но главная проблема – отсутствие смысла. То есть, грубо говоря, людям непонятно, зачем им работать, и тем более – зачем работать хорошо.
(с) Фото Виталия Исаченкова ("Молодая гвардия")