Ваша корзина пуста
серии
Теги

Екатерина Глаголева: «Журчания Звонких Лет!»

В этом году серии «ЖЗЛ» исполняется 125 лет. 23 апреля (6 мая по новому стилю) 1890 года основатель серии Флорентий Павленков получил цензурное дозволение на издание первой книги — «Игнатий Лойола» Александра Быкова.

В преддверии этого юбилея ведущие авторы «ЖЗЛ» рассуждают о феномене великой серии.

Екатерина Глаголева — писатель, переводчик, автор книги «Вашингтон»:

— Одинокая соседка, отправляясь в больницу на сложную операцию, зашла к нам с большой сумкой на колесиках. «Вот, возьмите на сохранение, — попросила она. — А если я не вернусь, вам память останется». В сумке было два десятка книг в знакомом сером переплете с белым факелом и надписью «ЖЗЛ».

Наверное, трудно найти человека в нашей стране, который никогда не держал в руках или не видел книг из этой серии. Их можно было найти в каждом доме. Помню, какой музыкой для меня в детстве звучали необычные имена с обложек: «Беллини», «Жорж Санд», «Комиссаржевская». Даже если сам текст был еще «не по уму», можно было разглядывать иллюстрации, ведь серия традиционно славится своим замечательным внутренним оформлением. Новеньких книг в негнущихся переплетах и с острыми, несбитыми концами в нашей библиотеке практически не было: каждая побывала во многих руках, став своего рода эстафетой, передаваемой от одного поколения к другому. Подбор героев не был конъюнктурным, а биографии Дзержинского или, к примеру, Косарева не превращались в «жития». Книга — не гипсовый памятник, который можно сегодня наскоро слепить, а завтра выбросить на задний двор за ненадобностью. Ко многим героям обращались разные авторы, привнося что-то свое, не позволяя живому человеку забронзоветь. «Надо же, Ленина выпустили в „ЖЗЛ“!» — удивилась пожилая женщина, стоя у книжного стеллажа в магазине в 2008 году. «А что ж он, по-твоему, не замечательная личность?» — возразил ей муж.

С возрастом я научилась узнавать и авторов серии «ЖЗЛ», выискивая в школьной библиотеке книги Н. И. Павленко и Е. В. Анисимова. Лекции А. А. Левандовского на курсах при журфаке МГУ я посещала с особым усердием, поскольку взахлеб прочитала книги его отца А. П. Левандовского — «Робеспьер» и «Дантон». Могла ли я тогда подумать, что через двадцать лет меня попросят составить библиографию современных французских исторических трудов о Жанне д’Арк для самого Анатолия Петровича (его новая книга о французской героине вышла в 2007 году)! Большой честью для меня стало то, что редактором первой моей собственной книги стал А. Ю. Карпов: его «Владимир Святой» к тому времени уже сравнился по степени зачитанности с изданиями 1960-х годов. И я очень горжусь знакомством с И. В. Курукиным и его супругой и соавтором Е. А. Никулиной, которая к тому же замечательный редактор и очень помогла мне в работе над моим «Вашингтоном».

Кто-то из зарубежных писателей сказал, что настоящая популярность приходит, когда тебя начинают издавать в карманном формате. С появлением Малой серии «ЖЗЛ» этот проект переживает вторую молодость. О замечательных людях всегда есть, что сказать, и Малая серия — очень удачное дополнение к большой: она, как правило, состоит не из основательных научных трудов, а из живых рассказов, сделанных в попытке представить знакомое лицо в новом ракурсе, добавив ему новизны. Не менее удачной идеей мне кажется проект «ЖЗЛ: Биография продолжается…», который резко набирает обороты.

«ЖЗЛ» — это целый мир, в котором превосходно уживаются люди разных национальностей, политических и религиозных убеждений и самых разнообразных профессий. Это река, у которой есть исток, но не видно конца и берегов. Пожелаем же ей еще долгого Журчания Звонких Лет!