Ваша корзина пуста
серии
Теги

Глас в ночи

В 2017 году нашему издательству исполняется 95 лет. За эти годы изданы два с половиной миллиарда книг, которые оставили заметный след в жизни нескольких поколений не только читателей, но и писателей. О вехах сотрудничества с «Молодой гвардией», об истории написания своих книг — вспоминают наши авторы.

Виктор Филимонов – киновед, культуролог:

– У меня на повестке дня – двойной юбилей.   Ведь мое сотрудничество с молодогвардейцами началось десять лет тому назад. И началось – с фиаско.     Слава Богу, издательство не только с пониманием отнеслось к провалу неофита-жизнеописателя, но и предоставило шанс  исправиться.

Дело было так. Предложили написать об одном нашем выдающемся кинорежиссере, хорошо известном и за пределами России. Почему именно мне, нужно говорить отдельно и с глазу на глаз, как выразился когда-тоМихаил Михайлович Жванецкий.

Факт же остается фактом. Я с энтузиазмом принялся за дело, воодушевленный, помимо прочего, искренней любовью  к творчеству упомянутого  кинематографиста. Но, по независящим,  как говорится, от  издательства обстоятельствам, книга не получилась. Во всяком случае, в этом был глубоко убежден сам ее герой.

Кадр из фильма «Андрей Рублев» (1966)

Предавшись унынию и, вероятно, под его воздействием, я увидел сон (да, именно так!), побудивший меня… предложить «Молодой гвардии» еще одну  книгу.  Теперь  уже о другом мастере киноискусства. О безусловном гении Андрее Арсеньевиче Тарковском. Если бы не глас в ночи, я никогда бы на подобное нахальство не решился. Но, что удивительно, к моему предложению отнеслись опять-таки благосклонно и с пониманием.

К чему я, собственно, веду? Проживая в глубокой провинции, могу быть, конечно, слишком субъективным и ошибаться, но главное, с моей точки зрения, достоинство  молодогвардейцев – их бесстрашие, готовность рисковать,  когда  речь идет о привлечении новых авторских сил; их  доверие  и сочувствие этим силам. Даже таким скромным, как мои.

Не удержусь от слов признательности тем, с кем пришлось контактировать непосредственно: главному редактору издательства Андрею Витальевичу Петрову, редакторам Вадиму Викторовичу Эрлихману, Елене Викторовне Смирновой.

Кадр из фильма «Солярис» (1972)

В моем случае издательство «покупало» даже не кота в мешке – стартовое фиаско предполагало настороженность и осторожность. Тем не менее, неудачнику поверили. Не берусь судить, насколько оказанное высокое доверие удалось оправдать – не мое это дело.

Благорасположенность издательстваимела последствия.   Обнадеженный и еще более воспрявший духом, я заявил о готовности  сделать книгу уже  об отце Андрея Тарковского, большом поэте Арсении Александровиче Тарковском.

 

Кадр из фильма «Зеркало» (1974)

Размышляя о жизни и творчестве  Сына  как  о здании его Мира, как о его Доме, я не мог обойти  фигуру  Отца, одновременно и биологического, и   духовного. Само то, как выстраивался сюжет об Андрее, убеждало в необходимости дилогии. Но в глубине сознания таилась мысль: здесь попахивает авантюрой. Ведь  я  никак не знаток в области поэтического творчества, как и в истории отечественной поэзии.

Но книга всё же была написана – и дилогия состоялась.

С  каких-то пор  испытываю к молодогвардейцам  родственные чувства.  Как  человек пишущий,  я начинал  еще в 1970-е  в луганской (тогда – ворошиловградской) молодежной газете под названием (внимание!) «Молодгвардiець».  Газеты давно нет.  Канули в небытие и многие  солидные издательства советских времен. А вот «Молодая гвардия» живет и крепнет, подобно вековым деревьям, вроде тысячелетних гигантов секвой.

Кадр из фильма «Сталкер» (1979)

Я счастлив причислить себя к их гвардии, воистину вековечно молодой.

Смотрите также: Виктор Филимонов – о биографиях Андрея и Арсения Тарковских