Голливудский образ Абеля-Фишера
3 декабря в российский прокат вышел основанный на реальных событиях фильм Стивена Спилберга «Шпионский мост» — он снят по сценарию Мэтта Чармана и братьев Коэнов. Главную роль играет Том Хэнкс.
В центре сюжета лежит история успешного американского адвоката Джеймса Донована, которому предлагают защищать арестованного в США в 1957 году советского разведчика Рудольфа Абеля (настоящее имя — Вильям Фишер). Помимо необходимой состязательности судебного процесса, задачу Донована сводят к тому, чтобы продемонстрировать честность и справедливость американского правосудия. Однако — в ходе процесса — герой Хэнкса проникается если не симпатией, то, по крайней мере, уважением к несгибаемому советскому разведчику, который, кажется, никогда не теряет самообладания.
Никто не сомневается, что советский шпион будет приговорен к смертной казни. Однако блестящая защита Донована помогает получить «мягкий» приговор — всего лишь 30 лет тюрьмы. Речь, произнесенная Томом Хэнксом в фильме, в точности повторяет реальные слова Донована на суде.
Накал нарастает, когда становится известно, что на территории СССР пойман американский разведчик Френсис Гарри Пауэрс, катапультировавшийся с разведывательного самолета U2. Не желая подвергать дело лишней огласке, переговоры об обмене шпионами поручают всё тому же Доновану — рядовому адвокату из Бруклина. Оказавшегося в центре советско-американского противостояния в годы Холодной войны Абеля обменивают на Пауэрса 10 февраля 1962 года в Берлине — на границе социалистического и капиталистического миров.
Стремление к зрелищности обусловило ряд характерных для большинства голливудских кинокартин черт. Так, например, в фильме много зловещих сцен долгого строительства Берлинской стены на фоне зимних снежных пейзажей, в то время как стену построили за пару дней в августе. Некоторые «неточности» касаются и личности главного героя — адвоката Донована: симпатичный герой Тома Хэнкса показан неискушенным в политических делах профессионалом в области страхового права. На самом же деле Джеймс Донаван какое-то время работал в разведке, а потом ушел оттуда ради карьеры в адвокатуре. Скорее всего, он сохранял связь с американскими спецслужбами.
В конце фильма титры повествуют зрителям о том, что Донован участвовал в переговорах об освобождении американцев и кубинцев-контрреволюционеров после провальной высадки в Заливе Свиней, где они были разгромлены, окружены и взяты в плен силами Фиделя Кастро. «Шпионский мост» будет интересен всем любителям истории, истории разведки и Холодной войны.
Напоминаем, что в 2010 году в серии «ЖЗЛ» увидела свет книга «Абель-Фишер». Хотя большая часть биографии легендарного разведчика до сих пор остается под грифом «совершенно секретно», эта книга открывает читателю максимально возможную информацию о жизни Вильяма Генриховича Фишера (1903—1971). Работая над книгой, писатель и журналист Николай Долгополов общался со многими людьми, знавшими Вильяма Генриховича. В повествование вошли уникальные воспоминания дочерей Вильяма Фишера, его коллег — уже ушедших из жизни героев России Владимира Барковского, Леонтины и Морриса Коэн, а также других прославленных разведчиков, в том числе и некоторых, чьи имена до сих пор остаются «закрытыми».
Николай Долгополов посвятил Абелю-Фишеру и одну из глав своей новой книги «Легендарные разведчики» — «Шесть жизней полковника Абеля». Так что у читателя есть прекрасная возможность сравнить голливудский образ Абеля-Фишера с тем резидентом советской разведки в США в 1948—1957 годах, который описывается в книгах «ЖЗЛ».