Китайские дороги машин Андрея Липгарта
13—20 мая постоянный автор «Молодой гвардии» Вячеслав Бондаренко в ходе работы над сценарием своего нового документального фильма находился в Пекине. Там у него состоялась встреча с деканом факультета русского языка 2-го Пекинского университета иностранных языков Хань Сяое.
Хань Сяое хорошо известен и в Китае, и в России как переводчик с русского на китайский язык, поклонник и пропагандист русской культуры. В издательстве МГУ вышла его книга «Приглашение в Пекин».
«Победа» на дорогах Китая. 1950-е годы
Вячеслав Бондаренко подарил Хань Сяое свою книгу «Липгарт: Создатель “Победы”» и рассказал о том вкладе, который герой его биографии внес в развитие автопромышленности Китая. Ведь именно с «клонов» липгартовских машин началась история величайшей автомобильной индустрии современности — китайской.
«Юэцзинь-130» — китайская копия ГАЗ-51
В 1958 году в Китае начался лицензионный выпуск копии легендарного грузовика ГАЗ-51 — по-китайски он назывался «Юэцзинь-130» и «Ухань-130». Машина стояла на конвейере до 1990 года и до сих пор хорошо памятна всем китайцам старшего возраста.
Китайская копия «Победы» — «Юэцзинь-750»
А в ноябре 1958-го в Нанкине построили и копию нашей «Победы» — «Юэцзинь-750». От советского оригинала она отличалась отсутствием табличек на капоте и другими колесными колпаками. Сами же «Победы» в 1950—1970-х годах были весьма популярны в Китае и одно время доминировали в автомобильном потоке страны.
«Победы» активно использовались в Китае многие годы. Пекин, 1972 год
Специально для КНР был даже разработан вариант оформления кузова — с синим рулем, так как синий цвет считается в Китае цветом удачи, весны и энергии. Сейчас экземпляр «Победы» является гордостью экспозиции Автомобильного музея Пекина.
Серия «Жизнь замечательных людей» у нас хорошо известна. Я с удовольствием возьмусь за перевод книги «Липгарт». Автомобили этого конструктора внесли огромный вклад в становление народного Китая, и я хотел бы, чтобы имя этого человека стало известно нашей аудитории.
Сянь Хаое