Константин Фадин: «Моя профессия – художник книги»
О серии «ЖЗЛ» и истории издательства «Молодая гвардия» мы привыкли рассуждать через призму текстов. Но книги – это не только литературная составляющая, но и художественное творчество. Константин ФАДИН в «Молодой гвардии» уже ни много ни мало 40 лет. Начинал он внештатником, еще будучи студентом Строгановского высшего художественно-промышленного училища, а в 1988 году был назначен главным художником издательства. Наш разговор с Константином Георгиевичем – художественным редактором ряда замечательных изданий, которые ныне причисляются к молодогвардейскому «золотому фонду», заслуженным работником культуры Российской Федерации – получился, как всегда, интересным и основательным.
– Константин Георгиевич, недавно вы отметили 70-летний юбилей и являетесь одним из самых опытных молодогвардейцев. Как изменилось книгоиздание за годы, что вы работаете в «Молодой гвардии»?
– Изменения произошли колоссальные! Кардинально изменилась полиграфия, но главное – другим стало отношение к литературе: пропал огромный читательский интерес, спрос на книгу. Вспомним 1970–1980-е годы: СССР – самая читающая страна в мире, интерес к русской и зарубежной классике, а также к современным поэзии и прозе был очень большим… В книжных магазинах за новинками выстраивались очереди. Сейчас в это трудно поверить, но для того чтобы купить книгу или оформить подписку на собрание сочинений известного автора, нужно было сдать 30–40 килограммов макулатуры! Каждая семья выписывала две–три газеты и несколько журналов; впрочем, на толстые журналы вроде «Нового мира» или «Иностранки» подписаться было очень сложно. Я, будучи художественным редактором, мог купить всего один экземпляр книги, над которой я работал!
«Молодая гвардия» была в те годы одним из самых преуспевающих издательств в стране. Молодогвардейская типография выпускала 150 тысяч книг в день, а такие наши журналы, как «Техника – молодежи», «Вокруг света», «Мурзилка» и другие, печатались миллионными тиражами. В издательстве работало 16 редакций, и диапазон выпускаемой литературы был впечатляющим: художественная и политическая литература, книги для юношества, поэзия, фантастика, приключения, спорт. В «Молодой гвардии» можно было встретить Шолохова, Айтматова, Симонова, Астафьева, Распутина, Бондарева, Белова, Шукшина… В редакцию поэзии приходили Евтушенко, Вознесенский, Казакова, Друнина, Ахмадуллина, Рубцов. В серии «Эврика» выходили книги ведущих ученых страны.
Из-за огромных тиражей себестоимость книг была очень низкой. Средняя стоимость книги составляла не более 70–80 копеек, и это только увеличивало спрос. При этом, как мне кажется, коммерческая составляющая не была в те времена главной. Если бы это было так, то «съем» денег с полиграфии мог быть увеличен многократно. Главными задачами были воспитание и образование – конечно, с учетом коммунистического мировоззрения.
Художественное оформление книг – главное мое дело. В то время работать худредом было очень престижно. Но и ответственность ложилась на него немалая.
– С кем вам довелось повстречаться в «Молодой гвардии»?
– Я познакомился и поработал со многими нашими известными авторами – Распутиным, Симоновым, Астафьевым, Искандером, Думбадзе, Тендряковым… Когда я работал в военно-спортивной редакции, начала издаваться серия «Люди и космос». Книги с автографами космонавтов Шаталова, Берегового, Быковского, Леонова хранятся в моей домашней библиотеке.
Работа с серией «Спорт и личность» познакомила меня с выдающимися спортсменами: хоккеистом Валерием Харламовым, штангистом Юрием Власовым, олимпийской чемпионкой по конному спорту Еленой Петушковой, шахматистом Анатолием Карповым… До сих пор вспоминаю встречи с героями Великой Отечественной войны – маршалом Василием Чуйковым и трижды Героем Советского Союза Иваном Кожедубом. Интересно было побеседовать с Георгием Байдуковым, летавшим в экипаже с Чкаловым.
Работая в редакции художественной литературы для подростков, я оформлял первые книги ныне известных телеведущих Александра Архангельского и Юрия Вяземского – профессора МГИМО, создателя и ведущего программы «Умники и умницы». Тогда он был начинающим писателем. Его сестра, замечательная актриса Евгения Симонова, иногда передавала нам контрамарки на спектакли в Театр Маяковского (билеты тогда было не достать).
– Знакомы ли вы были с Юрием Арндтом, придумавшим оформление серии «ЖЗЛ»?
– Нет, Юрий Владимирович создал полюбившееся всем оформление серии «ЖЗЛ» в 1962 году, а мне тогда было 17 лет. Я учился в художественном училище и только мечтал о карьере художника книги.
– Что скажете о Савве Бродском, с которым вы делали уникальное подарочное издание «Гамлет. Ромео и Джульетта. Сонеты»?
– Работа художника Саввы Григорьевича Бродского – это особая страница в истории нашего издательства. С «Молодой гвардией» Бродского связывала многолетняя творческая дружба. Он оформил у нас целый ряд блистательных книг – «Овод» Э. Л. Войнич, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Спартак» Р. Джованьоли, роман «Как закалялась сталь» Н. Островского… Бродский проявил себя талантливым художником с ярко выраженной индивидуальной манерой. Его иллюстрации привлекали необычной острой композицией, отличались особой выразительностью и монументальностью. Архитектор по образованию, Бродский в своих работах добивался архитектурной четкости и конструктивной завершенности всей композиции книги. Особую известность Бродский приобрел после выхода в «Молодой гвардии» «Дон Кихота» Сервантеса. Этот многолетний труд принес ему мировое признание. Бродский был избран членом-корреспондентом Испанской королевской академии художеств.
Я познакомился с Саввой Григорьевичем, когда был назначен художественным редактором книги «Гамлет. Ромео и Джульетта. Сонеты». Работа над изданием продолжалась более двух лет. Бродский приглашал меня и литературного редактора М. Катаеву к себе в мастерскую на улицу Горького. Помню, как мы поднялись на лифте на верхний этаж дома и вошли в большое помещение – с высокими потолками и антресолями. Там царил особый художественный беспорядок. Я увидел полки с книгами, столы, заставленные коробками и банками с краской, кисти, карандаши, рулоны бумаги, подрамники с эскизами… Меня поразила особая техника, в которой Савва Григорьевич делал свои иллюстрации: на подрамнике стоял большой – больше метра – лист белого целлулоида, который он сначала покрывал слоем черной краски какого-то собственного изготовления, а затем скальпелем выскребал на нем свой рисунок. Если его что-то не устраивало в композиции, он закрашивал этот фрагмент и продолжал работу. В некоторых местах целлулоид – от многочисленных переделок – просвечивал насквозь и становилось понятно, сколько труда вкладывал художник и с какой требовательностью он к себе относился.
– Вы придумали оформление для множества молодогвардейских серий, среди которых и ныне действующие – «Близкое прошлое», «ЖЗЛ: Биография продолжается…». А в чем вообще специфика серий?
– Оформлять отдельные книги – гораздо легче, чем книжные серии. Отдельные книги не связаны теми условностями, которые присущи оформлению серии. Ведь что такое серия? Серия – это усредненность. Одна технология и даже один бюджет. Это – учет всех возможных вариантов. А это значит, что снимается острота разовых композиционных решений.
– Как рождались идеи? И какое ваше серийное оформление вы считаете наиболее удачным?
– Идеи рождаются по-разному, и вряд ли кто-то может разложить по полочкам, как это происходит. Иногда решение приходит быстро, почти сразу, но чаще это долгий и мучительный процесс. И не будем забывать, что у каждой работы есть сроки, иногда всего два–три дня, поэтому работа художника не укладывается в восьмичасовой рабочий день. Она с тобой всегда – до тех пор, пока не будет найдено решение. Бывает, какие-то схемы, варианты появляются в голове ночью, иногда по дороге домой, в транспорте…
Судьба даже удачной разработки не всегда однозначна. Одна живет долго, иногда годы, а другая прекращается после выхода десятка книг – по разным причинам, часто не зависящим от художественного оформления. Мне, например, очень жаль, что в начале 2000-х «не пошла» детективная серия «Стрела». В свет вышло всего три–пять книг, хотя оформление серии мне казалось очень удачным. Жаль некоторых разработок на тему «Великие соотечественники» – они не были реализованы вообще. Но жизнь приучила относиться к этому спокойно. Приходится надеяться на то, что следующая работа будет более удачной.
– Как шла разработка оформления серии «ЖЗЛ: Биография продолжается…»?
– Работа, как всегда, была срочная, и сделать ее было непросто. Попытайтесь вспомнить удачные решения в оформлении биографических серий, и вы поймете, что их не много. И почти все они с портретом героя на переплете. Портрет, выполненный хорошим фотохудожником, значительно облегчает задачу, но найти его не всегда удается.
Сделать хороший портрет не просто – даже хорошему мастеру. Часто съемка требует больших временных затрат и специальной подготовки. А герои серии «ЖЗЛ: Биография продолжается…» – люди занятые. Не каждый готов тратить время на съемку. Найти хорошего фотографа тоже затея не из легких. И дорогая. Так что приходится работать прежде всего с тем, что есть.
При создании серии «ЖЗЛ: Биография продолжается…» от идей портретов пришлось отказаться сразу. В нашем оформлении используется лента из фотографий наиболее ярких событий жизни героя книги. Она прошла через переплет, форзац и титул и легла в основу всей композиции.
Я сделал несколько вариантов, но каждый раз руководство находило какие-то изъяны… Хотя мне казалось, что удалось найти интересные ходы – даже более интересные, чем то, что мы имеем сейчас. Долго не могли решить, какого цвета будет серия. Ведь часто цвет имеет какое-то символическое значение – национальную, религиозную или иную принадлежность. Поэтому мы остановились на нейтральном серебряном.
– Над чем сейчас работает возглавляемая вами художественная редакция «Молодой гвардии» и лично вы?
– Мы выполняем полный комплекс оформления книг: оформляем переплеты, сканируем, макетируем, ретушируем фотографии, верстаем подписи и записываем постскрипты, то есть готовим оригиналы для изготовления печатных форм в типографии. Помогаем отделу рекламы. Буклеты, каталоги, плакаты, пригласительные билеты – всё это нужно для проведения презентаций и выставок. Кроме того, мы постоянно ведем перспективные разработки будущих изданий – от библиотеки любимых поэтов Захара Прилепина до детской «ЖЗЛ».
Сергей Коростелев