Культура претендует на особый статус в российском обществе
22 марта депутаты Госдумы совместно с профессиональным сообществом и представителями регионов на Парламентских слушаниях обсудили концепцию нового закона «О культуре».
В прошлом году президент РФ Владимир Путин поручил своей администрации совместно с Советом при президенте РФ по культуре и искусству разработать концепцию закона «О культуре». Однако Госдума отклонила законопроект «О культуре в Российской Федерации». Согласно заключению профильного комитета, к законопроекту имеется ряд замечаний, в том числе концептуального характера.
Для подготовки законопроекта в марте 2018 года была образована рабочая группа, под руководством Антона Вайно. В ее состав вошли деятели культуры и искусства, руководители ведущих учреждений культуры страны, представители администрации президента, аппарата правительства, федеральных органов исполнительной власти. Ранее советник президента РФ по культуре Владимир Толстой выразил надежду, что закон будет принят в конце 2019 года.
В соответствии с концепцией проекта закона, культура рассматривается как общественное явление, позволяющее передавать новым поколениям присущие российской цивилизации систему ценностей, понятия морали и нравственности. Это «то, что формирует и транслирует особый цивилизационный код нации», указано в документе. Особо подчеркивается, что особая миссия культуры не должна сводиться ни к рыночным механизмам, ни к сфере потребления, ни к госуслугам. Новый закон, как указано, будет направлен на создание правовых механизмов опережающего культурного развития общества. Он определит формы реализации прав и свобод граждан в области культуры, а также формы участия в культурной жизни. Создается особый раздел законодательства, культура выводится за рамки правового регулирования социальной сферы, говорится в концепции.
Прошедшие Парламентские слушания – это первое открытое общественное обсуждение концепции нового закона, который должен заново определить принципы регулирования культурной сферы. На публичные слушания были приглашены 265 участников, среди которых М. Б. Пиотровский, директор «Государственного Эрмитажа», К. Г. Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «МОСФИЛЬМ», А.Л. Мамут, председатель попечительского совета сети кинотеатров «Пионер», генеральный директор Rambler&Co, А. В. Макаревич, музыкант, солист группы «Машина времени», С.В. Шнуров, музыкант и другие деятели культуры, искусства, представители книжного сообщества.
Советник президента РФ В. И. Толстой, представляя концепцию готовящегося закона «О культуре», заявил о необходимости присвоения особого статуса законодательству о культуре: «Законом о культуре определяется перечень вопросов, которые могут быть урегулированы исключительно законодательством о культуре Российской Федерации и по которым правовое регулирование не может устанавливаться иными нормативными правовыми актами, включая законодательные», – заявил Толстой. По словам советника, сейчас таким статусом обладает налоговое и бюджетное законодательство.
«Мы убеждены, что значимость культуры, как и образования, для нашей страны настолько велика, что мы вправе претендовать на подобный статус в общей системе российского законодательства», – добавил Толстой.
Новый закон о культуре должен изменить практику измерения ее эффективности по количественным показателям. Об этом заявила председатель комитета Госдумы по культуре Е. А. Ямпольская:
«Закон призван помогать тому, чтобы финансовые, управленческие, производственные и другие вопросы в сфере культуры решались максимально эффективно. Чем меньше на это будет тратиться времени, сил, нервов, тем лучше культура будет отвечать требованиям читателей, зрителей, слушателей, которыми мы все являемся».
Она отметила, что для сферы культуры чрезвычайно проблематично установить KPI. «Основным инструментом в области культуры все последние годы является арифмометр, – сказала глава комитета Госдумы по культуре. – Но на нем много не сыграешь. Большое заблуждение – думать, будто количественные показатели являются эффективными».
Елена Ямпольская отметила, что культура – это «та сфера, которая должна зарабатывать деньги косвенно, а не прямо». «Культура – это то, что сподвигает человека работать, создавать общие ценности, включать в организме опцию «общее благо», а не только личную выгоду». Таким образом, культура работает и на экономику, и на промышленность, борется с коррупцией. По мнению главы профильного парламентского комитета, в тексте нового закона должна быть отражена особая миссия культуры.
М. Е. Швыдкой, специальный представитель Президента РФ по международному и культурному сотрудничеству, подчеркнул, что обсуждаемая концепция закона «О культуре» абсолютно новаторская: «Она рассматривает культуру как общее благо, а не как услугу. Именно культура формирует экономику, и это важнейший инструмент экономических прорывов».
М. А. Веденяпина, генеральный директор Российской государственной библиотеки для детей, говорила о детской проблематике в новой концепции закона «О культуре»:
«Всё начинается с детства. И всё то, о чём мы с вами пишем в различных документах, мы должны начинать с тех, кто дальше будет по этим законам жить. Поэтому мы должны закрепить преимущественное право детей в различных сферах культуры, не только в библиотечном обслуживании. Российская Федерация ратифицировала конвенцию о правах ребенка, и необходимо, чтобы государство предоставляло молодому поколению право участия в культурной жизнедеятельности, право доступа ко всем нашим культурным ценностям».
Мария Александровна акцентировала внимание на детской литературе. Она отметила, что два года назад была принята «Концепция поддержки детского и юношеского чтения», которую подписал Д.А. Медведев. Но до сих пор программа не прошла согласование в Минфине. То есть с одной стороны концепция утверждена, а с другой, все что в ней прописано невозможно выполнять, не имя на это финансирование. С одной стороны, мы говорим, что дети – это главное, но когда доходит до распределения финансов, то дети у нас уходят почему-то на последний план. Сегодня в России развивается детское книгоиздание, ежегодно растёт процент выпуска новых книг для детей. Но все эти новинки не доходят до библиотек. Веденяпина привела в пример Национальную библиотеку, которая получает около 100 новых детских книг в год, в то время как в стране выходит более 5,5 тыс. наименований новых детских книг. Мария Александровна предложила ввести в законопроект показатель оценки эффективности деятельности губернатора по книгообеспеченности на душу населения в регионе. Раньше такой показатель был, и это оказывалось очень действенно, потому что стимулировало исполнительную власть регионов закупать книги для муниципальных библиотек.
М.А. Веденяпина предложила также вернуться к ФЗ №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: «Необходимо внести только одно законодательное ограничение по возрасту. Это 18+. А всё остальные рассматривать в качестве рекомендаций».
Н. И. Михайлова, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств, генеральный директор ОЦ «Московский Дом Книги» отметила важность обеспечения равного права гражданам РФ на доступ к произведениям культуры и искусства, и в том числе права на доступ к книге и чтению. Среди социальных институтов, обеспечивающих право доступа к книге и чтению, книжные магазины являются основными, поскольку на их долю приходится 75% книжного рынка России. «И, если библиотеки – это учреждения культуры, то надо говорить не о том, что мы поддерживаем социальные институты, а мы поддерживаем ту деятельность, которой занимаются библиотеки. Исходя из сказанного, книжные магазины тоже обеспечивают доступность к культурным ценностям через произведения литературы». Но книжные магазины относятся к коммерческим предприятиям и не имеют никаких льгот и преференций как учреждения культуры.
Если говорить о книжных магазинах как о коммерческих предприятиях, то нужно их оценивать по двум показателям: «Это прибыль с квадратного метра и товарооборачиваемость. Сегодня книжные магазины делают основной оборот на 20 % книг, которые выходят массовыми тиражами 10–30 тыс. экз. А остальные 80 % процентов литературы – это главная составляющая культурного богатства страны, включая классические произведения. И если оценивать эффективность работы книжного магазина на основе этих двух показателей, то получается, что ни Пушкина, ни Толстого, ни Достоевского, ни других выдающихся русских классиков не должно быть в продаже, потому что они себя не окупают», – резюмировала Надежда Ивановна.
Михайлова предложила при обсуждении закона «О культуре», задуматься над тем, чтобы включить книжные магазины в число культурных учреждений. «Если же книжные магазины останутся коммерческими предприятиями, исход предсказуем. Книжных магазинов у нас практически не останется».
Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия»