Ваша корзина пуста
серии
Теги

Не-шестидесятник

В Ассоциации союзов писателей и издателей России (АСПИР) в Доме Ростовых на Поварской состоялась презентация биографии Андрея Георгиевича Битова (1937—2018) — автора романов «Пушкинский дом», «Человек в пейзаже», «Улетающий Монахов», других ярких произведений.

27 мая 2024 года Битову исполнилось бы 87 лет.

Помимо обширного литературного наследия, Битов оставил после себя ощущение глубочайшей тайны. Попыткой разгадать эту тайну стала вышедшая в серии «ЖЗЛ» книга Максима Гуреева «Андрей Битов: Мираж сюжета».

В книгу вошли воспоминания самого ее автора — в 1992 году Гуреев проходил семинар Битова в Литинституте. Особая любовь Андрея Георгиевича к кинематографу подсказала Гурееву, не только писателю, но и режиссеру документального кино, композиционную форму книги — она, по словам автора, «написана как фильм, который Битов всю жизнь мечтал снять, но не снял». Выстраивая повествование как сценарий, Гуреев вплетает в него судьбы битовских героев и героинь, портреты и голоса его знаменитых современников — Аксенова, Трифонова, Маканина, Казакова, Шукшина, Распутина…

В вечере памяти Битова приняли участие много лет дружившая с ним Олеся Николаева (поэт, прозаик, эссеист, профессор Литинститута), артист Алексей Нестеренко (декламировавший стихи Битова) и аккомпанировавший на саксофоне Алексей Круглов — солист джазового ансамбля «Круглый Бенд».

Олеся Николаева поделилась своими воспоминаниями об общении с Битовым.

Мы познакомились, когда я училась в 10 классе, и с годами он стал мне даже не другом — братом.

Часто его причисляют к шестидесятникам, но это неверно. Сделать это можно только формально хронологически. Я знала Евтушенко, Вознесенского, Окуджаву, других творческих людей того поколения. Думаю, всех их роднило развитое социальное представление о жизни. Скажем так: социальный слой их личности был чрезвычайно чувствительный. Что касается Битова — это было совершенно не так. Битов был гораздо глубже. У него под слоем социальности была бездна, уводившая куда-то в мистику, в религию. Конечно, он был очень мистически чуткий человек. Что он искал в жизни? Знаков судьбы. Знаков промысла Божьего.

Олеся Николаева

Смотрите также: За одного Битова… Максим Гуреев в программе «Книжный навигатор»

В финале встречи, которую провела детская писательница Елена Усачева, Нестеренко прочитал «метафизические» стихи Битова:

И надо было встать на Землю…

Ее безвидность с пустотой

Видна мне стала. Не приемлю

Я смерть. И свет планете той

Включил Я, отделив сначала

Лишь день от ночи. Чтоб отсчет

Продолжить. Чтобы отличалась

Твердь от земли, земля от вод…

Напомним, что книга Гуреева о Битове претендует на ряд престижных наград — 5 июня на литературном обеде в ГУМе будет объявлен короткий список Национальной литературной премии «Большая книга», а 7 июня там же, в ГУМе, в рамках фестиваля «Красная площадь» состоится церемония награждения победителей конкурса АСКИ «Лучшие книги года».

Желаем Максиму Гурееву успехов с «Битовым»! А уже в конца июня увидит свет его новая книга «Святые Русской Фиваиды» — сборник очерков о святых подвижниках Русского Севера (Кирилле Белозерском, Ниле Сорском, Димитрии Прилуцком, Кирилле Новоезерском, Зосиме и Савватии Соловецких и других).