Ваша корзина пуста
серии
Теги

Никита Сергеевич, дорогой

21 октября актеру, режиссеру, народному артисту РСФСР, Герою Труда Российской Федерации, полному кавалеру «За заслуги перед Отечеством» Никите Михалкову исполнилось 80 лет.

«Замечательная способность нашего героя — расположиться по всем ярусам культурного пространства», — читаем в книге Михаила Крупина «Никита Михалков. “Он русский, это многое объясняет…”». Крупин, биограф Михалкова, имеет в виду разносторонность Никиты Сергеевича — его актерство, режиссуру, телепублицистику, кино, театр, власть. Я бы добавила и про ярусы пространства ментального. Помню, как в позднесоветские времена его томного, победительного бонвивана, банкрота и шалопая Сергея Сергеевича Паратова боготворили женщины — вальяжный, усатый, с бездонными глазами, в белом кителе. Человек большого стиля, но холодного ума, он пел про мохнатого шмеля и играючи владел штурвалом «Ласточки», умами простофиль-«отцов» уездного города, сердцем несчастной Ларисы… всем миром? Нет, скорее, песней, а через нее душой, отчасти мировой. Мелодии его картин до сих пор рвут сердце на теплоходах, в караоке, кафе, на фестивальных дорожках и даже на открытии Олимпийских игр — «Губы окаянные», «Не для меня придет рассвет», «Заря», ну и, конечно, «Шмель». Другого свойства исполненная им шестнадцатилетним, дебютирующим у Данелии песня «А я иду, шагаю по Москве» — никаких роковых тремоло, гармоничный, ироничный, молодой интеллектуал, идеальный человек своего времени — надежд, романтики, больших строек, но как-то в стороне, наверное, из «хорошей семьи». Михалков всегда немного камео. Сегодня за ним, уже немолодым, влиятельным мэтром, как толпа цыганок, ходят его ученицы, актрисы, режиссерки, журналистки и прочие почитательницы — дарят иконы Никиты Бесогона, обязательно антикварные и редкие, ловят каждое слово, но педагог суров. Бывала на его мастер-классах — пока не добьется достоверности, не выпустит. Помнится, одна актриса никак не могла заплакать, так он ей прямо на сцене вмиг смоделировал ситуацию: приходишь ты домой, а там твой молодой муж… Жестоко? А что поделать, актерская стезя не для неженок. Конкурс на его курс бешеный — из четырех сотен с лишним абитуриентов поступают 14 или 15. Так каждый год. Вы думаете, он говорит им про служение Мельпомене и священных чудовищ? Ну нет, он откровенен. «Всё актерское мастерство заключается в количестве штампов, только у кого-то их три, а у кого-то тридцать три». Но это он немного кокетничает, Михалков не из тех, кто будет довольствоваться голым профессионализмом. В его понимании актер, конечно, должен гореть, его фетиш — русская драматическая школа, повлиявшая на весь кинотеатральный мир.

«Высокий класс сегодняшнего актерского мастерства — продолжение традиций великих мастеров прошлого. Но, как сказал Густав Малер, традиции — это не поклонение пеплу, а передача огня», — говорит он студентам.

Конечно, любят его не все. Как отмечает Михаил Крупин, «а кого-то накрывает волна раздражения. Его близость к власти, высокие должности, благоденствие семьи, “русопятство”. Сама его матерая фигура — чем не повод для неиссякаемого “негатива”, тайных (от самого себя прежде всего) завидков: барин, самый яркий отпрыск “клана”. Даже всегдашнее общественное неравнодушие Никиты Михалкова, начиная с его выбивающихся из ряда речей на заседаниях Госкино в застойные 70-е против “лакировки советской действительности” до нынешнего неуживчивого “Бесогона” — для иных только позерство. Вот только в чем оно, так никто внятно и не растолковал», — пишет Крупин.

«Есть один простенький тест, но иногда самые простые — самые верные. Назови, не думая, поэта. И говоришь — Пушкин. Ученый? — Эйнштейн! Режиссер? — Михалков!», — заключает биограф.

Его обожают друзья и коллеги.

— Никитой я восхищаюсь. Поздравляю его с 80-летием и желаю прожить еще столько же. Михалков удивительный человек во всем, совершенно неутомимый по своему характеру. Это какая-то особенная неутомимость. Вы понимаете, в 80 в кинематографе уже время подводить итоги, сколько людей ушли, не дожив до этих лет, а для Никиты — это не финишная черта, а горизонт, который он хочет разорвать, выйти за него, — говорит актер Александр Панкратов-Черный. — Он интересен как актер, мне очень нравится его роль в «Сибириаде» (режиссер Андрей Кончаловский). Над этим фильмом мне довелось работать вместе с Никитой. Я был, как говорится, живым свидетелем его лаборатории, видел, как он создает роль, образ, как серьезно ко всему этому относится. Вот у него своя трактовка образа и он увидел его таким. И уже мнение режиссера его мало интересует. Он добивается своего. Вообще, как режиссер он ближе к классике, к системе Станиславского: обязательно репетиционный период со всем актерским коллективом. Ему как режиссеру очень важен согласованный актерский ансамбль, для картины. Никита никогда не говорит актеру: у тебя, мол, что-то не получилось, здесь ты оплошал. Он предлагает попробовать иначе, другой вариант. И на самом деле добивается того, чего бы сам хотел. И всё с больши́м тактом, он очень интеллигентный человек. Это у него от мамы — Натальи Петровны Кончаловской.

Актриса Валентина Теличкина рассказывает, что с Михалковым работала дважды.

— В картине «Пять вечеров» сотрудничать с Никитой было счастьем, на съемочной площадке мы тогда провели целый месяц. До этого мы встречались на репетициях.

Один из любимых мною фильмов «Портрет жены художника», где мы с Михалковым были партнерами. Не так просто всё было, спорили, сомневались, но было творчество, истинное творчество, чем он, в принципе, всю жизнь занимается. И дарит свой необычайный и актерский, и авторский талант всем, с кем работает. Он человек очень щедрый во всем. И очень ценное его качество в том, что он любит Россию и всегда отстаивает ее интересы везде. И в жизни, и в кино, которое тоже — поле битвы. Он это делает лихо, талантливо и часто просто безупречно. Дай Бог ему и в дальнейшем так держать.

Дарья Ефремова

Иллюстрации из книги Михаила Крупина «Никита Михалков. “Он русский, это многое объясняет…”»