О биографии «Вагнер»(ЖЗЛ) в «Deutsche Welle»
На фоне Вагнера снимается эпоха
В связи с юбилеем Рихарда Вагнера книжный рынок Германии переживает подлинный бум новых публикаций о композиторе, о его жизни и творчестве. А как обстоят дела в России?
По книжным прилавкам заметно: к 200-летнему юбилею Рихарда Вагнера (Richard Wagner) немецкая книготорговля готовилась заранее и основательно. Несколько тысяч названий находит сайт, торгующий книгами в интернете, несколько десятков из них - самые свежие. В компьютере крупного книжного магазина, имеющего филиалы по всей Германии, значатся 773 публикации на немецком языке (премьерные, переиздания и книги прошлых лет, еще имеющиеся в продаже) и около двухсот англоязычных. Вагнеру и другому юбиляру года, Джузеппе Верди, посвящены отдельные презентационные стенды во многих книжных магазинах. Разумеется, любая попытка разобраться в этом "половодье" обречена на субъективность.
Толковая биография
Учитывая обилие старой и новой, правдивой и сенсационной информации, которую можно почерпнуть из публикаций последних месяцев, а также противоречивый характер самой личности Вагнера, понятно желание немцев наконец-то прочитать толковую биографию композитора.
Выбор новых публикаций широк: от 120-страничной брошюры Эгона Фосса (Egon Foss) "Рихард Вагнер" до 400-страничной монографии под еще более кратким названием "Вагнер" Мартина Гека (Martin Geck). Оба автора – корифеи "вагнероведения". Фосс к тому же на протяжении многих лет являлся редактором издания полного собрания сочинений композитора. Только человек, абсолютно владеющий материей, может столь лаконично и доходчиво изложить генезис композитора от еще совсем подражательных "Фей" до революционного "Кольца" и подлинной "музыки будущего" - сценической мистерии "Парсифаль".
Если Фосс дает скорее краткий биографический обзор, то Мартин Гек погружается в глубины. Интересен его принципиальный подход: автор сразу заявляет, что считает несостоятельной попытку "раскрыть тайны" Вагнера, "изобличить творца на основании имеющихся у нас фактов". Мы имеем дело с музыкальной магией, считает он, и никакого "последующего разоблачения" не будет.
Куда продуктивнее попытаться понять, как формулирует это Гек, "какие ценности и антиценности сообщают нам самим драмы Вагнера". В свете такой постановки вопроса рассказ о жизни композитора (насыщенный фактами и яркий по языку) становится не самоцелью, но способом понять систему ценностей, стоящую за творческим наследием Вагнера, которое он сам не разделял на музыкальное и немузыкальное.
Гений против гения
Еще одна разновидность юбилейных публикаций – "двойные портреты", противопоставляющие Вагнера его современникам (например, Верди или Ницше). Сразу три новые книги выстраивают рассказ на сопоставлении фигур Вагнера и Верди. Обилие сходных моментов впечатляет: оба гения оперы не только родились в один год, но выросли в сходных обстоятельствах, оба подолгу жили в Париже, оба были патриотами, одновременно понимая "провинциальность" своих стран - Италии и Германии. Оба бредили революционными идеями и считали Моцарта и Бетховена своими кумирами.
Не менее продолжителен и список различий: Верди добился славы в Париже, Вагнер потерпел там фиаско. Верди заказывал тексты своих опер либреттистам, Вагнер все писал сам. Вагнер строил свои миры на основе древнегерманской мифологии, Верди рассказывал любовные истории на основании исторического материала. Герои Верди любят, вагнеровские – говорят о любви. Словом, как констатировал Артуро Тосканини, "если бы Тристан и Изольда были итальянцами, к концу второго акта у них было бы семеро детей. Но они немцы, поэтому дискутирует до последней ноты".
Контекст
Можно ли любить Вагнера?
Гений, визионер и, пожалуй, самый спорный из всех живших до сих пор композиторов, приводит одних в трепетный восторг, а у иных вызывает отвращение.
Если сравнение Вагнера и Верди носит скорее умозрительный характер (оба композиторы на удивление мало интересовались друг другом), то книга "Ницше и Вагнер" – это настоящий двойной портрет двух друзей-врагов на фоне эпохи. Книга Керстин Декер (Kerstin Decker) "Ницше и Вагнер. История одной любви-ненависти" – подробный экскурс в историю интенсивной взаимной любви, кончившейся взаимным предательством. "Излечившийся" от вагнерианства Ницше (Friedrich Nietzsche) первым поставил диагноз: "Вагнер – это болезнь".
Еще один специальный жанр "юбилейного чтива" – книги типа "мой Вагнер". Тут, конечно, стоит сразу решить, интересен ли вам автор повествования. Если в случае книг крупного вагенровского дирижера Кристиана Тилемана (Christian Thilemann) или известного музыкального критика и не менее известного анти-вагнерианца Йоахима Кайзера (Joachim Kaiser) ответ, скорее всего, будет положительным, то в случае книги 35-летнего Александра Буше (Alexander Busche), служившего некогда в Байройте ассистентом одной из руководительниц фестиваля, как говорится, возможны варианты… Впрочем, каждый читатель волен в своих решениях.
Вагнер: русские страницы
Новые российские публикации о Рихарде Вагнере можно, увы, пересчитать по пальцам. Но особого упоминания заслуживает, безусловно, новая книга "Вагнер", написанная для серии "ЖЗЛ" Марией Залесской.
Книга историка и музыковеда Залесской – в высшей степени содержательный и умный текст, отвечающий все стандартам современного "вагнероведения". Учитывая, что это, по сути, первая серьезная книга о Вагнере, написанная на русском языке со времен "серебряного века", ее появление можно считать маленькой сенсацией. "Одной из основных идей моей книги является доказательство того, что философия, в противовес навешанным на нее ярлыкам, является очень человеколюбивой, возвышенной и наднациональной, - подчеркнула Мария Залесская в интервью DW. -
Говоря вагнеровским языком, основным "лейтмотивом" его творчества является любовь. Любовь во всех смыслах: между мужчиной и женщиной, между народами, и, наконец, любовь, возведенная в "Парсифале" до уровня божественной".
Кстати, наиболее устойчивым мифам о Вагнере посвящена еще одна книга Марии Залеской: "Вагнер – запрещенный композитор". Она увидит свет во второй половине апреля.
Martin Geck "Wagner". Siedler Verlag, 2012
Egon Voss "Richard Wagner". Beck WISSEN, 2012
Eberhard Straub "Wagner und Verdi: Zwei Europäer im 19. Jahrhundert". Klett-Cotta, 2013
Kerstin Decker "Nietzsche und Wagner: Geschichte einer Hassliebe". Propyläen Verlag, 2012
Christian Thielemann "Mein Leben mit Wagner". C.H. Beck, 2012
Alexander Busche "Mein Wagner". Grebennikoff Verlag
Мария Залеская "Вагнер". "Молодая гвардия", 2012
«Deutsche Welle»
Анастасия Буцко