Ваша корзина пуста
серии
Теги

Под сенью совиных крыл / Как избежать конца света

«НГ Еxlibris» – о книгах Александра Полунова «Победоносцев» и Александра Сенкевича «Будда».

Под сенью совиных крыл

Победоносцев в молодости

Его не любили многие литераторы. Владимир Соловьев оставил о нем следующую эпиграмму: «На разных поприщах прославился ты много:/ Как евнух ты невинностью сиял,/ Как пиетист позорил имя Бога/ И как юрист старушку обобрал». Вместе с тем Федор Достоевский считал его своим другом.

Он не имел высшего образования, но успешно преподавал в Московском университете, а также читал курс гражданского права двум последним императорам в бытность их наследниками.

Книга историка Александра Полунова четко фиксирует противоречия биографии Константина Петровича Победоносцева (1827−1907).

И действительно, их было немало. Он положительно оценивал отмену крепостного права, ибо «власть помещика представляется нам явлением во многих отношениях противоестественным даже для того времени». Но сделал все возможное, чтобы Александр III воздержался от принятия так называемой конституции Лорис-Меликова (создание представительного органа с законосовещательными правами).

Покровительствуя славянофилам (в частности, Константину Леонтьеву), Победоносцев оперативно передал царю программную работу западника Бориса Чичерина «Задачи нового царствования».

Есть и другие черты, отличающие Константина Петровича от обычных консерваторов и уж тем более реакционеров. Победоносцев высоко ценил царя-реформатора Петра Великого, правда, не любил (как, впрочем, многие другие коренные москвичи) его детища — Санкт-Петербурга.

Портрет работы А. В. Маковского (1899)

Интересен и такой его шаг: в начале своей карьеры наш герой, недавно получивший чин статского советника, написал памфлет против своего начальника — министра юстиции графа Виктора Панина — и отправил его в Вольную русскую типографию, основанную в Лондоне Александром Герценом.

И еще один аспект, напрямую не связанный с политической и религиозной деятельностью Константина Петровича. С 1879 года он стал руководить Добровольным флотом — судоходной компанией, строившей на частные деньги суда, которые в случае войны можно было передать ВМФ. Победоносцев не ограничился представительскими функциями, а занялся перевооружением армии и флота. Полунов пишет, что он руководил опытами по созданию «воздухоплававательного снаряда», как тогда называли самолет Александра Можайского, и подводной лодки Степана Джевецкого.

Но, несмотря на такие противоречия, карьера Победоносцева развивалась до поры до времени достаточно успешно. Точнее, это происходило при «либерале» Александре II и при «реакционере» Александре III. В 34 года он вошел в состав комиссии, разрабатывавшей одну из великих реформ Александра II — судебную, а позднее был назначен обер-прокурором Синода и членом комитета министров, составил программный для царствования Александра III манифест о незыблемости самодержавия, дослужился до чина действительного тайного советника. Правда, при Николае II Константину Петровичу пришлось пережить сначала крушение своих идеалов (отказ власти от принципа самодержавия), а потом и собственную отставку с обер-прокурорских и министерских постов.

Впрочем, и одержанные им победы в конечном счет оборачивались поражениями. По мнению некоторых исследователей, если бы Александр III не послушал нашего героя и начал конституционную реформу, возможно, удалось бы избежать протестных настроений и гибели империи в 1917 году… Все-таки значительная часть оппозиции в те годы еще не была радикализирована и могла пойти на сотрудничество с властью.

Может быть, именно отмеченные выше противоречия и разрушали на самом деле все замыслы Константина Петровича, столь роковым образом повлияв на последующую судьбу страны? И так ли уж неправ был Александр Блок, когда писал, что «Победоносцев над Россией/ Простер совиные крыла»? Вот только заклятье «стеклянного взора колдуна» сменилось более страшным и кровавым кошмаром большевизма.

Андрей Мартынов

Как избежать конца света

Высочайшее интеллектуальное напряжение, прекрасная художественная форма и мягкий, добрый и точно попадающий в цель юмор создают необычайно притягательную атмосферу книги Александра Сенкевича «Будда» (фрагмент из нее печатался в нашей газете от 12.01.17. — «НГ-EL»). Такое ощущение, что оказываешься в заповедном пространстве, в котором мысли и чувства людей очищаются и облагораживаются. К тому же художественный стиль книги не противоречит научной достоверности излагаемого материала. Издание содержит все необходимые ссылки на труды коллег, а метафоричность языка автора просто поражает. Впечатляет также обзор самых разных исследований, подходов, мнений. Мы встречаем в книге «Будда» имена известных отечественных индологов и буддологов. Среди них специалисты по древнеиндийскому буддизму: директор Института востоковедения профессор Валерий Андросов, востоковед, действительный член РАН Григорий Бонгард-Левин, профессор Виктория Лысенко, профессор Владимир Шохин и многие зарубежные ученые. И не только к ним обращается Александр Сенкевич, но и к Ивану Бунину, Николаю Гумилеву, Осипу Мандельштаму, Сергею Коненкову, Герману Гессе, Генри Миллеру, Владимиру Вернадскому, Альберту Эйнштейну… Разнообразие взглядов на Будду и его учение значительно расширяет горизонт читателя, вводя его в контекст отдаленной исторической эпохи и ее понимания в XIX—XX вв.еках.

История ведизма-брахманизма-индуизма тесно переплетается в книге с историей буддизма. Обычно в научных работах эти две ветви религиозно-философской мысли разделяются, но они произрастают из ствола единого древа — индийской цивилизации. Вот это сродство автор показал убедительно и понятно: он знаком с индийской культурой не понаслышке, но благодаря многолетней работе на этой земле в тесном общении с индусами и буддистами.

лександр Сенкевич психологически убедительно воссоздал судьбу живого человека с непростой биографией, чья жизнь пришлась на время основательных перемен в древнеиндийском обществе. Их свирепый ветер достиг и небольшого городка, где обитала семья Сиддхартхи Гаутамы, сына правителя крошечного княжества, расположенного в предгорьях Гималаев.

Описываемые в книге события происходили две с половиной тысячи лет назад. Несмотря на их значительную удаленность по времени, они психологически близки и понятны нам. Перекличка с современностью делает жизнеописание Будды захватывающим повествованием, ведь во все времена резкая перестройка привычного жизненного уклада всегда болезненна и трагична для многих людей. Вместе с аллюзиями на современные проблемы человечества в книге деликатно и ненавязчиво рассказывается, какие вечные вопросы для Будды и его последователей порождала изнанка жизни и какой метод для их решения Первоучитель предложил человечеству. Изложение основ буддизма убеждает читателя, что оно до сих пор — неустаревающий учебник жизни. Ведь психология человека практически не изменилась с тех далеких дней.

Книга состоит из 3 частей и 32 глав, каждая из которых имеет поэтическое название. Например, глава первая «Сиддхартха Гаутама Шакьямуни Будда и его освобождение из древних хронологических застенков» в увлекательной форме излагает сложный научный спор о датировках жизни Будды, разнящихся от VI до IV века до н.э. Остроумное название седьмой главы «Корзины, заполненные доверху неоскудевающей мудростью» предваряет рассказ о содержании буддийского священного канона Трипитака (санскр. «Три корзины»), что могло бы показаться читателю сложным, если бы не максимально доступная и увлекательная форма изложения.

Учителю нравственности удалось основательно изменить развитие философской мысли Востока — перенаправить взгляд мудрецов с бытия богов и общества на внутреннюю жизнь человека.

Александр Сенкевич в доступной форме изложил учение Будды, и как оно соотносится с внутренней жизнью человека, предложил свое видение без навязывания читателю каких-либо выводов и взглядов. Благодаря его такту Будда становится интересным и привлекательным для разных людей, независимо от их мировоззрения и отношения к религии. Уважая свободу читателя, автор оставляет его в ожидании продолжения интеллектуального разговора и побуждает к собственным размышлениям и выводам. Наверное, многие из тех, кто прочтет эту замечательную книгу, согласятся со словами автора: «Будда в современном мире предстает учителем и наставником не только буддистов, но и большого количества людей, принадлежащих по рождению или по вере к другим религиозным конфессиям. Эти далекие от буддийской „литургии“ люди находят в личности и учении Будды нечто такое, что созвучно их размышлениям по поводу повсеместного уничтожения человеком себе подобных и живой природы».

Книга Сенкевича «Будда» звучит как призыв к каждому из нас стать гуманнее, разумнее, добрее. А главное — единое человечество должно переиначить основополагающие принципы эволюционного процесса, когда сильный уничтожает слабого. Если оно не сделает этого — конец света неминуем. Недаром автор заканчивает книгу следующим советом читателям: «Гаутама Будда Шакьямуни говорил нам, что есть весть, то есть истина, и что есть не-весть, то есть ложь. Так постараемся по мере наших сил не говорить хоть изредка друг другу невесть что».

Ольга Хижняк