Ваша корзина пуста
серии
Теги

Попытка прикоснуться к чуду

Вячеслав Бондаренко – о своей книге «Отец Иоанн (Крестьянкин)».

Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин; 1910—2006) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI веков.

– Вячеслав Васильевич, как возник замысел написать биографию отца Иоанна?

– Я и раньше писал о православных священнослужителях – например, в книгу «Сто великих подвигов России» (2011) вошли очерки о военных священниках о.Василии Васильковском и о.СтефанеЩербаковском, в книгу «Герои Первой мировой» (2013) – очерк об иеромонахе Антонии (Смирнове); в книге «Русский некрополь на Шипке» (2016) воссозданы биографии нескольких русских священнослужителей, оказавшихся после революции в болгарской эмиграции. Ну а тема о.Иоанна возникла в моей жизни после паломничества в Псково-Печерский монастырь осенью 2017 года. Это была именно паломническая поездка, не туристическая, я жил в корпусе для паломников. До этого я, конечно же, знал об о.Иоанне, но, условно говоря, в объеме общеобразовательной программы. Все изменил монастырь, посещение келии старца, его могилы, длительный разговор с келейницей Татьяной Сергеевной Смирновой. Уже когда я уходил, она задержала меня, вынесла стопку книг о батюшке, его фотопортрет и сказала: ну вот теперь иди. А уже через шесть дней по благословению митрополита Минского и Заславского Павла я сел за биографию. Меня мгновенно захватил этот человек, его судьба, мне не хотелось расставаться с ним ни на минуту. И сейчас не хочется. Как говорил сам о.Иоанн, кто попал в мою орбиту, попал в нее навсегда.

– Выходили ли биографии о.Иоанна раньше?

– Книг о нем было уже немало, главные из них – работы Т. С. Смирновой и недавно ушедшего из жизни архимандрита Тихона (Секретарёва). Но полноценными жизнеописаниями их назвать сложно: это скорее подробные (и очень ценные) материалы к биографии. Моя книга, конечно, тоже не претендует на некую полноту и «окончательность» – это только шаг к осознанию такого гигантского, колоссального явления в духовной и культурной жизни, каким был о.Иоанн. Попытка прикосновения к его чуду, попытка понять, почувствовать. И, конечно, дань восхищения и любви.

– Если коротко – кто для вас о.Иоанн?

– Идеал человека, живущего для Бога и других людей. Даже если вынести за скобки то, что о.Иоанн – один из величайших старцев Православия, причем в этом качестве его признают во всем мире (когда я был в болгарском Бачковском монастыре, в книжной лавке единственными книгами иностранного автора были проповеди о.Иоанна), - то он остается великим русским человеком: добрым, мудрым, стойким, прошедшим со своим народом через все испытания – революцию, войну, лагеря, «хрущевщину», застой, перестройку… Это своего рода символ того, как можно было достойно и праведно прожить ХХ век. И не просто прожить, а стать нравственным камертоном страны, одним из ее символов.

– Недаром к нему приезжал Путин…

– К сожалению, мне не удалось побеседовать с президентом России об обстоятельствах этих визитов (их было два), но я надеюсь, что такая возможность представится.

Отец Иоанн и Владимир Путин. 2000 год

– Какие новые данные об о.Иоанне удалось найти в ходе работы над книгой?

– Прежде всего это интереснейшие сведения о его генеалогии, истории семьи. Например, удалось уточнить дату рождения отца батюшки, Михаила Дмитриевича, - ранее считалось, что он родился в 1860 г., но теперь мы знаем, что в 1862-м. Даты рождения его братьев и сестер, точное местонахождение его родного дома в Орле. Самое интересное – это история прапрадеда о.Иоанна по материнской линии, орловского купца Ивана Немытова. Это был настоящий праведник, ученик и собеседник Оптинских старцев, сам преподобный Амвросий Оптинский называл его великим молитвенником. Не знаю, знал ли об этом сам о.Иоанн – может, и не знал. Но это, конечно, промыслительно – то, что у него был такой предок. Эти находки были сделаны орловским краеведом Александром Михайловичем Полынкиным, которому я лишний раз с удовольствием приношу благодарность. Он работал в архиве по моей просьбе, специально для книги, и сделал массу настоящих открытий.

Как любое житие подвижника Церкви, жизнь о.Иоанна уже сейчас окутана рядом мифов – пусть небольших, но все-таки. Некоторые из них я в книге не то чтобы развенчиваю, а уточняю. Главный из них связан с именем «оптинского игумена» Иоанна Соколова, которого о.Иоанн весьма почитал. Но архивные данные, недавно найденные в ГАРФе иеромонахом Платоном (Рожковым), говорят о том, что игуменом этот человек не был.

– С кем вы общались в процессе подготовки книги?

– Бесед было множество. Очень интересным получилось общение с архимандритом Филаретом (Кольцовым), помощником батюшки. Он человек очень эмоциональный, живой, и впечатление от разговора с ним я постарался передать в книге. Многое рассказала и Татьяна Сергеевна Смирнова, письмоводитель и келейница о.Иоанна. Поделился своими воспоминаниями митрополит Минский и Заславский Павел, который в 1988-92 гг. был наместником Псково-Печерской обители. Очень полезными были беседы с Ольгой Борисовной Сокуровой и Глафирой Павловной Коноваловой, которые были духовными чадами о.Иоанна с 1970-х. Была очень интересная переписка с великим русским искусствоведом Валерием Николаевичем Сергеевым, автором «Андрея Рублева» в «ЖЗЛ» – я познакомился с ним благодаря помощи Юрия Михайловича Лощица. Сергеев видел о.Иоанна не раз еще в 1940-х, в Измайлове, и сообщил мне множество ценнейших подробностей. Валерий Николаевич очень надеялся дожить до выхода этой книги, но, к несчастью, не дожил… Много интересного рассказали Алексей Борисович и Марина Викторовна Ветвицкие, которых батюшка венчал в 1962-м и у которых он останавливался, когда приезжал в Москву. Комнатка, где жил в их квартире о.Иоанн, и сейчас выглядит как келийка. Большой честью для меня было то, что книгу высоко оценил о.Сергий Правдолюбов, знавший о.Иоанна с 16-летнего возраста. В книге воспроизводится сделанная им фотография – это вообще первый снимок о.Иоанна после его пострига в монашество. Мнение о.Сергия, известного и уважаемого богослова и к тому же человека, близко знавшего моего героя, для меня было особенно важно. О.Сергий не только прочел книгу в рукописи, сделал ценные замечания, но и оказывал мне очень важную духовную поддержку. Он неизменно ободрял меня, когда меня охватывали сомнения: справлюсь ли? Да и вообще, имею ли я право писать об о.Иоанне? Я ведь не богослов. Что я могу в нем понять, как почувствовать человека, который пусть и не канонизирован, но по сути является святым?.. О.Сергий всегда находил очень точные добрые слова, которые поддерживали и вдохновляли меня. Прекрасной получилась и беседа с дядей о.Сергия, о.Владимиром Правдолюбовым. Ему 87 лет, и он – одно из действующих лиц этой книги, прекрасно знал о.Иоанна, сослужил ему в 1966-67 годах. О.Владимир тепло принял меня в своем касимовском доме, уделил мне, несмотря на свои лета, много времени, сделал множество ценных уточнений.

А вообще, пользуясь случаем, хочу поблагодарить огромное количество самых разных людей, так или иначе помогавших в работе над книгой – в Минске, Москве, Орле, Рязани, Печорах, Спасске, Сынтуле, Касимове, селах Троица, Летово, Борец. Имя о.Иоанна всегда было паролем, открывавшим любые двери. Он объединяет и сближает людей и после смерти.

– Знаю, что в ходе работы вы побывали в местах, связанных со служением о.Иоанна…

– Да, это Орел, Москва, Псков, Рязанская епархия – Троица, Летово, Борец, Касимов… Да и храмы, в которых он не служил, но часто бывал – в той же Рязани, Сынтуле рядом с Касимовом, Москве.

Во время посещения храма Св. Космы и Дамиана в селе Летово я явно получил от батюшки помощь. Приехал ранним утром, а храм закрыт, вокруг никого. Я походил с полчаса и попросил мысленно у о.Иоанна помощи. И тут вижу, из села идет женщина. Выяснилось, что настоятеля нет, в храм попасть нельзя. Но когда я сказал ей, зачем приехал, он внезапно сказала: давайте я открою вам храм ненадолго. Это оказалась церковная староста. Вот так я смог осмотреть храм в Летове.

Больше всего о.Иоанна чтут в храме Живоначальной Троицы – это село Троица Спасского района Рязанской области. Его прихожанка Ольга Сергеевна Бируля создала прекрасный стенд об о.Иоанне, на храме установлена мемориальная доска, о.МихаилАблязов хранит старые облачения, в которых служили в 1950-х, и сейчас мы вместе думаем о том, как создать мемориальную комнату батюшки в храме и назвать в его честь сельскую улицу. Очень многое сохранилось в храме Рождества Христова села Борец – там интерьер, созданный при о.Иоанне. Из каждого храма, где он служил, я привез икону, так что теперь дома целый иконостас – образа из «храмов батюшки».

Читайте также: Вячеслав Бондаренко: «История моей дружбы с “Молодой гвардией” – почти мистическая…»

Отдельно хотелось подчеркнуть, что о.Иоанна в жизни окружала целая плеяда замечательных людей – и священнослужителей, и мирян. О них тоже хотелось рассказать. Поэтому я достаточно подробно пишу о преподобном Серафиме (Романцове), священноисповеднике Георгии (Коссове), о.Александре Воскресенском, о.Анатолии Правдолюбове, о.Викторе Шиповальникове, наместнике Псково-Печерского монастыря Алипии (Воронове).

– Самый запоминающийся эпизод?

– Утро 4 февраля 2018 года в монастыре. Как раз должен был пойти поток посетителей в келию батюшки, и меня его келейница Татьяна Сергеевна попросила помочь – перенести в смежную комнату кипу календарей большого формата. Пока таскал – запыхался. И вот она говорит: пойди в келию батюшки и попей там святой водички из кандии.

И вот девять утра, зима, за окном серое утро, в келии – никого. Я сижу один на диванчике батюшки, перед его иконами, пью воду изегокандии. Тишина. Как будто он сам завел меня в гости и усадил на диван: отдохни. Вот это был очень острый, я бы сказал даже, интимный момент в работе над книгой. Он очень многое мне дал.

Сергей Коростелев