Портрет Поэта на фоне меняющихся эпох
Вчера в день рождения поэта Андрея Вознесенского состоялась презентация книги редактора отдела культуры "Российской газеты" Игоря Вирабова "Андрей Вознесенский", вышедшей в серии "ЖЗЛ" издательства "Молодая гвардия".
Эта книга - портрет Поэта на фоне меняющихся эпох. И, как верно подметил один из ведущих этого вечера писатель Павел Басинский, в некотором роде энциклопедия о 50-60-х годах: автор погрузился в огромное количество информации, но все же сумел собрать и придать ей форму очень увлекательного чтения.
Главный редактор "Молодой гвардии" Андрей Петров поздравил всех присутствующих с появлением первой биографии Андрея Вознесенского. Ведущие вечера не упустили возможности полюбопытствовать, почему высказаться захотелось именно о Вознесенском.
- С Андреем Андреевичем мы общались. Это общение было такое деловое, рабочее. Еще с 90-х годов он приходил поочередно в редакции, в которых работал я, и приносил новые стихи, сидел просто круглосуточно. Известна его такая дотошность, о которой еще Грин рассказывал. Этой дотошностью нас, газетчиков, он изводил, безусловно, потому что выверял каждую запятую и сидел до последнего, что на самом деле, конечно же, любопытно.
Наверное, времени было недостаточно, чтобы выполнить те задачи, которые я для себя поставил. Надо было отдать этому много лет. По ходу работы возникла масса любопытных вопросов: отчего шестидесятники вдруг стали такими виновниками всех бед, отчего на них стали списывать буквально все грехи еще в 90-е годы, отчего само время стало вдруг таким опальным и его надо вдруг вычеркнуть и забыть... При этом ты приходишь к осознанию того, что это твое время и ты должен от себя кусок отрезать.
На встречу приехали гости из Владимира писатель и издатель Николай Лалакин и журналист Валерий Скорбилин, молодой актер "Ленкома" Семен Шкаликов, исполнитель роли графа Резанова в спектакле "Юнона и Авось", люди, лично знавшие Вознесенского, в том числе писатель Евгений Попов, актер Вениамин Смехов. Смехов рассказал о "своем" Вознесенском:
- Замечательно, что вышла эта книжка. Вознесенский сыграл в моей жизни важную роль. В 64-м Андрей подружился с Любимовым и Театром на Таганке. И Любимов говорит: давайте сделаем поклон великой драматургии, которая никогда не писалась в прозе, возьмем стихи Вознесенского и сделаем спектакль. На репетиции собирает нас и говорит: откуда у вас, молодых, такая инертность? Вот Поэт предлагает свои стихи - а от вас никакой инициативы. Я в это время хотел уходить из театра, считал, что не должен быть актером, но именно эти стихи меня вытащили из этого и сделали, можно сказать, нормальным. Началась работа, в результате которой родился спектакль "Антимиры".
Все мы, актеры, были дилетанты, но из этого родилось что-то важное. Андрею понравилось, как мы с Высоцким читали поэму "Оза", он как-то выделил нас, и, когда на премьере спектакля оказался писатель Артур Миллер, муж Мэрилин Монро, он повел нас к нему в кабинет к Любимову. Андрей говорил на странном смешении языков: "I d like to сказать тебе, Артур...", но Миллер его прекрасно понимал. Он сказал, что ему понравилось, как мы читали, хотя ни фига ему не понравилось, Миллер просто вежливый человек.
«Российская газета»
Текст: Антон Секисов, Анастасия Скорондаева,
Фото: Сергей Куксин
http://rg.ru/2015/05/13/voznesenskij.html#/7067_5c13091a/1/