Ваша корзина пуста
серии
Теги

Привилегия быть автором «Молодой гвардии»

В 2022 году нашему издательству, старейшему из ныне существующих издательств страны, исполняется 100 лет.

Нил Никандров (Константин Сапожников) — автор биографий Иосифа Григулевича, Уго Чавеса, Ивана Солоневича:

– В студенческую пору мне и в голову не приходило, что когда-нибудь доведётся сотрудничать с прославленным столичным издательством. Мои творческие импульсы реализовывались в те далёкие 60—70 годы в областной прессе, прежде всего в «Калининградском комсомольце», для которого я сочинял так называемые «моралки» – нравоучительные истории для молодёжи с зазывными заголовками: «Бегство в Санта-Крус», «Перекати-одуванчик», «Если холодно сизарям», «Джин и Джина».

В те незапамятные времена я, как вполне просвещённый «филфаковец» Калининградского госуниверситета, следил за хитросплетениями литературных дискуссий и, соответственно, – за книжной конъюнктурой. В этом помогал еженедельник «Книжное обозрение»: я был в курсе, какие «бестселлеры» следует ожидать,  каковы ориентировочные сроки поступления книжных новинок в магазины «самого западного советского города». Книголюбы в Калининграде не дремали, поэтому конкуренция из-за свежих поступлений была высочайшей. Молодогвардейские томики расхватывались на раз-два-три.

В редакции «Калининградского комсомольца»

Нужно сказать, что серия «ЖЗЛ» всегда была, как сейчас говорят, «в топе». Солидная часть престижных книжек расходились по начальственным кабинетам, но тиражи были шестизначные, и при желании, проявив упорство и смекалку, можно было стать обладателем вожделенного экземпляра.  Помню радость, с которой я поглощал пахнувшие свежей типографской краской страницы «Хемингуэя» (автор Б. Грибанов), «Рихарда Зорге» (М. и М. Колесниковы), «Николая Кузнецова» (Т. Гладков и А. Лукин).

По маршрутам Иосифа Григулевича

Не меньшей популярностью пользовалась приключенческая серия «Стрела». Среди авторов детективно-шпионских романов и повестей значились имена братьев Вайнеров, Юлиана Семенова, Овидия Горчакова, Аркадия Адамова и других мастеров остросюжетного жанра. Это было захватывающее чтение, и позитивные советские герои – следователи, журналисты, дипломаты, разведчики и контрразведчики – своим примером подсказывали, «делать жизнь с кого». Не напрасно многие произведения, опубликованные в серии «Стрела», были экранизированы и до сих пор не сходят с телеэкрана. Так, телеверсию повести Дмитрия Тарасенкова «Человек в проходном дворе» я всегда смотрю как в первый раз, восхищаясь игрой Геннадия Королькова в роли лейтенанта КГБ. Под легендой студента, ищущего подработку на летних каникулах, он расследует дело о предательстве в годы минувшей войны.

На могиле Ивана Солоневича в Монтевидео

Именно в «Стреле» была опубликована повесть-воспоминание Льва Василевского (Тарасова) «Испанская хроника Григория Грандэ» о прославленном разведчике Сыроежкине. Личностью Василевского я не мог не заинтересоваться. В предисловии, поведав о трагической судьбе некоторых друзей-соратников по периоду гражданской войны в Испании, он как бы между прочим обронил: «Пока живу я, уже вышедший из игры». Разумеется, эти слова заинтриговали. Какую именно «игру» он имеет в виду? С кем конкретно он «играл» и почему ему всё-таки пришлось «выйти из игры»? Постепенно в моих раскопках о Василевском (а начинались они ещё до появления Интернета и Википедии) появились не менее таинственные тогда персонажи: Павел Судоплатов, Наум Эйтингон, Иосиф Григулевич и многие другие.

В Гондурасе с телохранителем

Раскопки продолжились после учёбы в Дипломатической академии и перехода в латиноамериканскую редакцию АПН. Командировки позволили «в свободное от работы время» пройти по следам наших замечательных разведчиков – от Мехико до Сантьяго-де-Чили. Постепенно прояснилась уникальная роль Григулевича (и один в поле воин!) в создании резидентур в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Рио-де-Жанейро и Сантьяго. Практически с нуля в условиях ненадёжной связи с Центром началось его противоборство с агентурой Третьего рейха, проводились диверсии на канале морских поставок стратегического сырья из Аргентины в Германию.

На грани ареста (шутка)…

Об этом я написал несколько статей, которые были замечены в «Молодой гвардии». Как следствие, предложение Валентина Федоровича Юркина, генерального директора издательства, подготовить биографию Григулевича для серии «ЖЗЛ». Это было в разгар клеветнических публикаций о разведчике, начало которым положил некий генерал-«разоблачитель», имевший свободный доступ к архивам. Издательство проявило решимость и настойчивость, противодействуя этой враждебной тенденции. Биография Грига, «разведчика, которому везло», вышла в свет в 2005 году, положив начало блестящей серии книг издательства о выдающихся сотрудниках и агентах отечественных спецслужб.

В гостях у Луиса Корвалана журналисты В. Деменина и К. Сапожников

Разумеется, после такого дебюта творческий контакт с «Молодой гвардией» не прерывался. Я считал и считаю привилегией сотрудничество с издательством, просветительская и патриотическая деятельность которого не поддаётся деструктивным факторам и легковесной конъюнктуре. В 2011 году я вручил издательству текст о динамичном, сотрясающем латиноамериканский застой президенте Уго Чавесе для серии «ЖЗЛ: Биография продолжается…». Через два года – после его неожиданной и более чем подозрительной смерти – в серии «ЖЗЛ» вышло дополненное издание книги.  

Презентация книги «Уго Чавес» на Московской международной книжной выставке-ярмарке (2013). С редактором Еленой Смирновой

В 2014 году увидела свет биография Ивана Солоневича. Популярный публицист Русского Зарубежья, считавший триаду монархии, православия и народа залогом успешного развития России, до сего дня находится в центре ожесточённых идеологических дискуссий. Во многом по этой причине оппоненты Солоневича приписывают ему «работу» на НКВД и гестапо. Хитросплетения его судьбы – зеркальное отражение русского раздрая ХХ века, и «Молодая гвардия» более чем справедливо отнесла его к замечательным персонажам России.

Столько их было в прошлом, не менее спорных, но в чём-то неопровержимо выдающихся, дожидающихся своих авторов и интерпретации. И сколько ещё достойных героев для «ЖЗЛ» выдвинет неутомимый исторический процесс из нынешнего настоящего – непредсказуемого, проблематичного, чреватого потрясениями и, будем надеяться, всё-таки оптимистичного.