Ваша корзина пуста
серии
Теги

Прочитано в сентябре 2016 г.

Анна Ветлугина «Игнатий Лойола». Изд-во «Молодая гвардия», 2016 г.

Анна Ветлугина известна не только как писатель, но и как музыкант, основатель и художественный руководитель ансамбля «Кантикум», главный органист кафедрального католического собора Москвы. Понятно, почему для первой биографии в «ЖЗЛ» она выбрала жизнь Игнатия Лойолы — основателя ордена иезуитов, и, без сомнений, одного из самых ярких персонажей в истории католицизма. Иезуиты, как я узнал из книги, вели деятельность даже в России, но в начале XIX века их официально изгнали из страны. Соответственно, и жизнеописание основателя «Общества Христа» Лойолы — это, по современным меркам, как писать историю об основателе какого-нибудь НКО, запрещенного в России. Хотя на фоне Игнатия Лойолы меркнут любые сравнения. Молодой Лойола руководит обороной города Памплона, осажденного французами. Когда рушится стена, встает в проёме, воодушевляя защитников города. Получает страшное ранение, его вывозят в горы, делают операцию, нога срастается неправильно, и Лойола заставляет хирургов ломать кости заново. И это только один эпизод его жизни, и далеко не самая яркая краска в образе этого невероятного человека — то ли безумца, то ли святого. Нам трудно представить время, в которое жил Лойола, но Анна Ветлугина сумела дать сочный, живой очерк эпохи, где только что появился протестантизм, где бушуют крестьянские войны, по дорогам Европы скитаются бродячие проповедники и авантюристы, и где Лойола встает на защиту католической веры. Есть множество поразительных эпизодов, о которых я не знал раньше: например, история немецкого студента Фромбергера, который гонялся за Лойолой, чтобы убить его, а вместо этого стал его учеником. Биография, что хорошо, сжатая, динамичная, автору удалось спрессовать в сравнительно небольшой текст массу полезной информации. Такие книги «проглатываешь» сразу, но потом не раз возвращаешься их перечитывать.

Татьяна Матасова «Софья Палеолог». Изд-во «Молодая гвардия», 2016 г.

Из Европы в Россию едет маленькая принцесса, чтобы стать женой русского царя. Известный сюжет, верно? Только это не про Екатерину Великую, а про Софью Палеолог, вторую жену московского князя Ивана III, на дворе — XV век. Про Ивана III у нас мало говорят, почти не пишут, памятников не ставят. Хотя именно он, по сути, стал создателем российской государственности, первым применил титул «великий князь всея Руси», и вообще его не зря называли Иваном Великим. В свое время отличную биографию Ивана III для серии «ЖЗЛ» написал Николай Борисов. Он был научным руководителем Татьяны Матасовой, которая писала диссертацию о жене Ивана III Софье Палеолог, и как здорово, что теперь написала книгу — больше, чем она, о Софье Палеолог в России, думаю, не знает никто. Зоя Палеолог, крещенная в Москве под именем Софья — «византийская принцесса», «ромейская деспина», «грекиня» — одна из самых удивительных женщин того времени. Она была племянницей последнего императора Византии, и идея выдать её за русского князя преследовала тайные планы подчинить Московию католическому влиянию (не получилось). Софья Палеолог имеет отношение к строительству Успенского собора, к приглашению в Москву европейских зодчих, к изгнанию татар из Московии. Пока не прочитаешь книгу, не понимаешь, насколько мало мы знаем об этой женщине, прожившей всего 48 лет, но заслуживающей титула «соавтора» эпохи Ивана III. Отличная книга.

Максим Чертанов «Степан Разин». Изд-во «Молодая гвардия», 2016 г.

Если верить Википедии, Максим Чертанов — псевдоним Марии Кузнецовой, которая для «ЖЗЛ» пишет давно и активно: Хемингуэй, Конан Дойл, Уэллс, Марк Твен, Дарвин, Эйнштейн. Выбор на роль героя очередной биографии Степана Разина не совсем обычен, но эта книга как минимум не уступает прежним биографическим трудам Максима Чертанова. О Разине до сих пор известно не так много: основной корпус текстов, по которым мы можем судить о жизни «казачьего царя», взбунтовавшего половину страны, составляют художественные произведения — романы, повести, песни («Из-за острова на стрежень», а как же, главная застольная песня). И Максим Чертанов прибегает к неожиданному приёму: все художественные произведения начинают фигурировать в качестве источников наравне с официальным документами. Берется какой-нибудь эпизод из жизни, историческое событие, черта характера — и пожалуйте: вот Шукшин об этом написал то-то, а Валишевский — совсем другое, хотя в документах об этом говорилось вообще третье. Это, конечно, подвиг, перелопатить тонну второразрядной литературы о жизни и борьбе Степана Разина, но это игра, которая затягивает с самого начала. Максим Чертанов намеренно выворачивает повествование швами наружу, показывает, как по-разному (на самом деле очень однообразно) представляли дела и свершения героя книги. Тем более о Разине писали многие, даже Марина Цветаева, оказывается. Но в итоге получилось как бы две книги в одной. Первая — история собственно Разина, народного героя. Вторая же книга — история создания мифа, легенды, последовательное и добросовестное раскрытие приёмов превращения, в общем, довольно смутного персонажа в часть национальной мифологии. Была ли у Максима Чертанова такая задача, не знаю, но получилось отменно.

Владислав Толстов.