Рецензия на биографию "Боярыня Морозова" в газете "Культура"
Боярыни тоже плачут
«На фоне пестрой толпы, напоминающей цветистый персидский ковер, резко выделяется то ли уносящаяся на санях вдаль, то ли в небеса женщина с белым бескровным лицом, облаченная в черную, отливающую синими и фиолетовыми оттенками одежду, закованная в кандалы», — узнаваемым описанием хрестоматийной картины открывается новинка популярной серии издательства «Молодая гвардия». Очередной томик малой серии «Жизни замечательных людей» посвящен знаменитой боярыне Морозовой.
На картине Василия Сурикова изображен момент, когда боярская вдова Феодосия Морозова, незадолго до этого принявшая тайный иноческий постриг с именем Феодора, за верность дораскольной церковной традиции в конце 1671 года была взята под стражу и отправлена для допроса в Чудов монастырь. Еще впереди — страшные пытки, однако Суриков предвосхитил и это, изобразив не цветущую женщину, но изможденную страдалицу с фанатично горящим взором. Немного изменив исторической правде, художник дал нам образ, рассказывающий много больше, чем это могла бы сделать даже фотография. Подробнее повествуют лишь старообрядческие жития и вышедшая в нынешнем октябре книга Кирилла Кожурина «Боярыня Морозова».
Житийные материалы зачастую познавательны, но не дают возможности представить полную картину жизни описываемого святого. Старообрядческая агиография — не исключение, а потому вплоть до последнего времени те, кому интересна трагическая судьба самой знаменитой русской боярыни, были вынуждены составлять ее образ из калейдоскопа самой разнообразной литературы. Кирилл Кожурин, профессиональный историк философии, религиовед и культуролог подошел к работе комплексно: детально изучил как житийную литературу, так и исторические исследования по этой эпохе. И в итоге выпустил в «ЖЗЛ» две книги: «Протопоп Аввакум. Жизнь за веру» (2011) и «Боярыня Морозова» (2012).
Несмотря на то, что сам автор — старовер поморского согласия, в его книгах события и персонажи показаны не однобоко, но в их «цветущей сложности». При этом трагедия самой боярыни Морозовой (и ее сестры-соузницы — княгини Урусовой) не ретушируется и удивительно напоминает жизнеописание одних из самых известных новомучеников века двадцатого — великой княгини Елизаветы Федоровны и погибшей вместе с ней инокини Варвары. Думается, эта горькая параллель — не совпадение. Ведь, как известно, еще Александр Солженицын призывал искать корни трагического 1917 года в ничуть не менее страшном для русского народа XVII веке. И новая книга «ЖЗЛ» способна помочь нам в этом важнейшем историософском поиске.