Ваша корзина пуста
серии
Теги

Рерих — наше всё!

9 октября исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося деятеля русской и мировой культуры.

И мы трудимся. Из серии «Sancta» («Святые»). 1922 год

10 ярких фактов из жизни Николая Константиновича Рериха, книга о котором — в авторстве Людмилы Шапошниковой — вышла в серии «ЖЗЛ».

1. Профессионально занимался археологией

Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи на раскопках в Новгородской губернии. 1903 год

Это увлечение появилось у него еще в гимназические годы, когда он проводил летние каникулы в семейной усадьбе в Изваре, и осталось на всю жизнь. Рерих не только проводил раскопки по поручению Императорского Русского археологического общества, но и преподавал в Археологическом институте, который также отряжал его в экспедиции для изучения курганов.

Около Извары почти при каждом селении были обширные курганные поля от X века до XIV. От малых лет потянуло к этим необычным странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические древние вещи. В то же время Ивановский производил исследования местных курганов, и это тем более подкрепляло желание узнать эти старые места поближе. К раскопкам домашние отнеслись укоризненно, но привлекательность от этого не уменьшилась. Первые находки были отданы в гимназию, и в течение всей второй половины гимназии каждое лето открывалось нечто весьма увлекательное.

Николай Рерих

2. Принимал участие в росписи храмов

Н. К. Рерих с сыновьями за росписью храма Святого Духа в Талашкине. 1914 год

Художник сотрудничал с молодым архитектором Владимиром Покровским, делал эскизы мозаик и росписей для храма Покрова Богородицы в Пархомовке Киевской губернии, работал над иконами к алтарной преграде фамильной церкви Каменских в Успенском женском монастыре Перми, вел художественные работы для Троицкого собора в Почаевской лавре, храма Святого Духа в Талашкине, часовни Святой Анастасии Римлянки в Пскове… К сожалению, не все заказчики смогли по достоинству оценить его труды. Один из двух братьев Голубевых, заказчиков храма в Пархомовке, решил, что в живописи художника «церковного ничего нет», что не позволило Рериху закончить эту работу.

Щусев, Кардовский, С. Маковский и другие тонко чувствующие стали говорить мне, что еще никогда не выходило у меня вещей более сильных в религиозном стиле и цельных по торжественному впечатлению. Я радовался, и мне хотелось сделать еще лучше… Но тут приехал брат твой Лев. <…> Я сдаю Покровскому рисунок абсиды, уже мною конченный, с уничтоженными по настоянию твоего брата евангелическими символами, что, к сожалению, очень умалило цельность впечатления, но от обещания моего сделать и рисунок купола сердечно прошу тебя меня освободить.

Из письма Николая Рериха Виктору Голубеву

3. Путешествовал по древнему водному торговому пути

Николай Константинович Рерих с сыновьями Юрием (в центре) и Святославом. 1914—1916 гг.

Такое поручение он получил от Археологического общества в 1899 году — надлежало исследовать современное состояние объектов археологии. А в 1903—1904 годах он, будучи секретарем Императорского Общества поощрения художеств (ИОПХ), отправился в командировку по городам Центральной и Западной России, чтобы изучать и зарисовывать памятники русской старины. Так появилась его архитектурная серия.

В 1903-м — большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Сенно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, имения со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что, может быть, большей части его уже не существует. Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных.

Николай Рерих

4. В этих поездках он также рисовал открытки русских городов

Святой Сергий Радонежский. Эскиз. 1930-е годы

Такой заказ Рерих получил от Общины Святой Евгении — благотворительной организации, созданной Санкт-Петербургским комитетом попечения о сестрах милосердия Красного Креста. Община зарабатывала, помимо прочего, и при помощи собственного издательства, «открытые письма» которого с эмблемой Красного Креста пользовались большой популярностью. Эскизы для них делали такие известные художники, как Виктор Васнецов, Илья Репин, Иван Билибин и др. Рериху же поручили не только этюды городов, но и их фотографии.

С.-Петербургский попечительный о сестрах Красного Креста комитет уведомил на днях владимирского губернатора, что им поручено секретарю Императорского Общества поощрения художеств Ник. Конст. Рериху исполнение фотографий и акварелей с архитектурных памятников и местностей гор. Владимира и Владимирской губернии для издания в виде художественных открытых писем и альбомов Красного Креста. Ввиду того что доход с художественных изданий поступит в пользу учреждений Красного Креста, губернатор предложил полицмейстерам и уездным исправникам Владимирской губернии оказывать г. Рериху при исполнении им поручений комитета должное содействие.

«Владимирская газета», 18 июня 1903 года

5. Серьезно увлекался фотографией

Елена Ивановна Рерих. Начало 1910-х годов

Снимки, сделанные Рерихом во время поездок, служили ему образцами при создании живописных работ, но он старался это не афишировать — в то время увлечение художниками «светописью» для работы над своими произведениями вызывало много споров. Делал он и постановочные фото, причем порой сам служил для них натурщиком — например, восседая в позе наездника в костюме царевича на перилах террасы дома в Изваре. Этот снимок был сделан во время работы над картиной «Наезжает Иван-царевич на избушку убогую». И труд натурщика он считал не менее трудоемким, чем труд самого фотографа.

Хорошо, если среди интеллигентных знакомых найдутся подходящие люди, которые согласятся подвергнуться этой пытке, потому что позировать дело вовсе не такое легкое, особенно же интеллигенту, сиречь человеку нервному. Но когда случайно таких знакомых не находится, когда усики à la chat fou, или уродливые прически и безобразные окорока рукавов не позволяют даже помыслить о чем-либо подобном, и, например, для исторической картины потребуется обратиться к низшим классам или к профессиональным натурщикам, — тут начинается терзанье несносное. <…> Мужичок начинает стараться, тужится, пыжится… Мысленно сравниваете эту жалкую фигуру с типом, созданным вами, и делается вам и больно, и смешно. <…> Обращаетесь теперь к профессиональному натурщику — тот живо поймет вас, даст и горе, и мечтательность, и гнев, но поза будет банальная, заученная.

Николай Рерих

6. Занимался оформлением театральных постановок

Портрет Н. К. Рериха в тибетском одеянии. Картина С. Н. Рериха. 1933 год

Он делал эскизы для спектаклей Старинного театра («Три волхва», «Фуэнте Овехуна»), Русского драматического театра А. К. Рейнеке («Снегурочка»), Русских сезонов Сергея Дягилева. При работе Рерих, в частности, использовал образы, над которыми работал во время своих путешествий по России — например, «Путивль», эскиз к декорации оперы Игоря Бородина «Князь Игорь», своим белокаменным собором наводит на мысль о Дмитровском соборе во Владимире.

Простота эпохи, загадочность и одновременно прямолинейность сказки переданы художественно, декорации и костюмы сделаны по эскизам академика Рериха, и это были настоящие декорации и настоящие костюмы того самого времени, когда царили премудрые Берендеи и правили по сердцу народом.

«Биржевые ведомости», 12 сентября 1912 года

7. Писал стихи и сказки

Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат (Пасхальная ночь). 1934 год

В 1898 году Николай Рерих создал сказку «Певец», где странствующий певец сватается к высокородной невесте, предлагая ей вместо титула и богатства веру в себя, в свое творчество. Это произведение было написано незадолго до того, как художник встретил свою будущую жену Елену. В 1914 году в издательстве Сытина вышел в свет первый литературный сборник Рериха, одна из трех его частей так и называется — «Сказки». А его стихи даже переводились на английский язык. Максим Горький называл их «письменами», а Леонид Андреев — «северным сиянием».

Чудная это вещь — эпическая поэзия. Совсем она меня в полон забрала.

Из письма Николая Рериха Льву Антокольскому, 11 июня 1895 года

8. Разработал документ по защите культурного наследия

Церемония подписания Пакта Рериха в Овальном кабинете Белого дома в присутствии президента США Ф. Д. Рузвельта. Вашингтон, 15 апреля 1935 года

Пакт Рериха стал первым международным договором об охране научных и художественных учреждений и исторических памятников. Существуют три проекта этого документа: на английском, французском и русском языках. Они включают в себя перечень объектов, на которые распространяется действие договора, требования к их регистрации, меры усиления защиты объектов культуры и т. д. 2 июня 1935 года Пакт Рериха был ратифицирован Сенатом США, а в 1950 году весь комплект бумаг по нему перешел в ЮНЕСКО и нашел отражение в документах организации.

Лишь ценности культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей культуры человечество может преуспевать. <…> Именно понятие культуры предполагает не отвлеченность, не холодную абстракцию, но действенность творчества, оно живет понятием неустанного подвига жизни, просвещенным трудом, творением. Не для нас самих, ибо мы уже это знаем, но для подрастающих поколений повторим, что во все лучшие периоды человеческой истории возрождение и расцвет создавались там, где вырастала традиция почитания культуры.

Николай Рерих

9. Придумал собственную технику написания картин

Сергий Строитель. Из серии «Знамена Востока». 1925 год

Окончательно она устоялась к тому моменту, когда Рерих начал свою гималайскую серию. Он писал жидко разведенной темперной краской, что позволяло сохранять чистоту пигмента. Это делало его картины светоносными, а многослойное нанесение краски позволяло передать глубину пространства и создавать тончайшие цветовые переходы.

Рерих применял идею цветного фона, причем нижний слой его полотен всегда контрастирует с верхним. Порой он наносил, точнее наливал, слои жидкой краски на горизонтально лежащий холст. Затем выполнял размывки, благодаря чему появлялись мягкие переходы между тонами. Четко очерченные контуры переднего плана он прорисовывал уже поверх многочисленных слоев. Из-за этой многослойности его картины очень сложно реставрировать — малейшая царапина сразу видна, а чтобы воспроизвести первоначальный цвет, надо понять, как именно Рерих добился того или иного оттенка.

Лариса Келим, старший научный сотрудник отдела «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока

10. Объехал весь мир, не имея паспорта

Н. К. Рерих около статуи Гуга Чохана. Наггар, Кулу. 1932—1933 гг.

После революции Николай Рерих оказался в невольной эмиграции — новая государственная граница отсекла его от России. По состоянию здоровья он проживал в Карелии и, когда Финляндия вышла из состава страны и закрыла границы, вернуться в Петербург уже не смог. При этом отказываться от своей мечты побывать в Индии и других странах востока он не планировал.

Художник не намеревался принимать иностранного подданства и категорически отказался от так называемого нансеновского паспорта, удостоверявшего эмигрантство из России. Для временного же пребывания за границей, а тем более для переездов из одного государства в другое требовались заграничные паспорта и визы. Вопрос оформления документов так и остался для Николая Константиновича наиболее сложным. До конца жизни ему пришлось обходиться различными удостоверениями, справками и экспедиционными паспортами, ограничивавшими свободу передвижения.

Павел Беликов, Валентина Князева. «Рерих»

Смотрите также: Вице-президент Международного центра Рерихов Александр Стеценко и его коллеги — о книге Людмилы Шапошниковой «Николай Рерих»

Отсутствие документа не помешало живописцу посетить все те места, о которых он мечтал, — от Алтая до Тибета, от Европы до Америки. И везде, где бы он ни был, он знакомил мир с культурой России, которой посвятил всю свою жизнь.

Ольга Ладыгина, «Русское географическое общество»