Ваша корзина пуста
серии
Теги

Серия «ЖЗЛ»: Прогнозы и перспективы

4 марта в издательстве «Молодая гвардия» состоялся круглый стол, посвященный 125-летию серии «ЖЗЛ». Тема «ЖЗЛ: Если бы автор был издателем» не оставила равнодушным никого из участников этого импровизированного дискуссионного клуба на молодогвардейской площадке.

 

Участниками круглого стола стали генеральный директор ОАО «Молодая гвардия» Валентин Юркин, главный редактор издательства Андрей Петров и авторы серии «ЖЗЛ»: Павел Басинский («Горький»), Алексей Варламов («Пришвин», «Александр Грин», «Алексей Толстой», «Григорий Распутин-Новый», «Михаил Булгаков», «Андрей Платонов»), Лев Данилкин («Юрий Гагарин»), Ольга Елисеева («Потемкин», «Екатерина Великая», «Екатерина Дашкова»), Мария Залесская («Вагнер»), Екатерина Глаголева («Вашингтон»), Игорь Курукин («Бирон», «Артемий Волынский», «Княжна Тараканова», «Анна Леопольдовна», «Анна Иоанновна», «Романовы»), Леонид Млечин («Брежнев», «Шелепин», «Фурцева», «Коллонтай», «Крупская», «Фрунзе»), Сергей Михеенков («Конев», «Лидия Русланова», «Жуков»), Владимир Новиков («Высоцкий», «Александр Блок», «Пушкин»), Святослав Рыбас («Столыпин», «Сталин», «Генерал Кутепов», «Громыко», «Василий Шульгин») и Людмила Сараскина («Александр Солженицын», «Достоевский»).

 

 

При подготовке к дискуссии издатели попросили приглашенных авторов подумать о проблемах и перспективах развития старейшей российской книжной серии, о ее влиянии на общественное сознание прежде и теперь. Чего не хватает серии сегодня? Что в ней следовало бы усовершенствовать? Есть ли необходимость оперативно реагировать на очевидные изменения в читательских предпочтениях, произошедшие в самое последнее время? Какие новые дочерние серии могли бы дополнить уже существующий в «Молодой гвардии» биографический набор (имеются в виду большая и малая серии «ЖЗЛ» плюс библиотека «ЖЗЛ: Биография продолжается…»)? Перечисленные вопросы – для книжников отнюдь не праздные… Разговор, на радость издателям, получился интересным, эмоциональным и, хочется верить, продуктивным, отчего и считаем необходимым воспроизвести здесь некоторые его фрагменты.

 

ЮРКИН: Герман Гессе подчеркивал: «Без книги нет истории человечества». 2015 год объявлен в России Годом литературы, но отечественное книгоиздание пребывает в весьма плачевном состоянии, и дальше, скорее всего, будет только хуже.

Статистика выпуска книг, которую мы сейчас имеем, производит удручающее впечатление (и это при том, что она включает в себя издания, тираж которых не превышает и 500 экземпляров, то есть институтские методички, сборники стихов, изданные за счет авторов, и иные подобные выпуски…) Книжных магазинов у нас стало значительно меньше, чем в Европе, они проигрывают сегодня не только салонам связи, цветочным магазинам, но и практически любым другим торговым точкам. Что касается количества выпускаемых на душу населения книг, то в Израиле их 7, в Японии – 11, в СССР было 12, а в современной России – только 3. При Павленкове средний книжный тираж в России составлял 30–40 тысяч экземпляров (и это несмотря на то, что из тысячи призывников в то время – 700 не умели ни читать, ни писать). В Советском Союзе мы имели тиражи в 150 тысяч, а первое издание книги «Юрий Гагарин» в «ЖЗЛ» вышло тиражом в 1 миллион экземпляров! Сейчас же тиражи книг серии «ЖЗЛ» составляют в основном 3–4 тысячи. А рекордсменкой в России стала Дарья Донцова, выпустившая в 2014 году 95 книг общим тиражом 1,6 миллиона экземпляров. (В 2011 году ее суммарный тираж составлял даже 4 миллиона!) Я обратил ваше внимание лишь на один из аспектов проблем современного книгоиздания, и решить их без государственной поддержки невозможно.

Мы бы хотели поговорить сегодня с вами о перспективах развития серии «ЖЗЛ». Каких героев мы не заметили? Как расширить диапазон «ЖЗЛ»? С 2005 года выходит серия «ЖЗЛ: Биография продолжается…», по поводу которой приходилось слышать много скепсиса. Сейчас она включает в себя около 30 томов, готовятся к выпуску новые биографии: Михаила Пиотровского, Рауля Кастро… С 2009 года существует Малая серия «ЖЗЛ» – в ней уже свыше 80 томов, – и многие полагают, что у нее перспективы даже более радужные, чем у «классической» серии. Сейчас мы обсуждаем создание «ЖЗЛ-Ретро», думаем об издании биографической классики, автобиографий… Что еще?

РЫБАС: Я согласен с тем, что падение книжного рынка, к сожалению, будет продолжаться и дальше. Но давайте посмотрим, где у него еще есть небольшой, но бесспорный рост: это – детская литература! Все мы родители, все мы хотим «вложить» в собственного ребенка, и создание детской энциклопедии биографий было бы, на мой взгляд, весьма уместно. Можно издавать тома, где каждому из героев будет посвящено полтора–два листа. Как сказал классик, «истории нет – есть биографии».

И еще. Вот беру я, к примеру, книгу о композиторе Дунаевском и понимаю, что биография только выиграла бы, если бы каждую ее главку предварял бы небольшой абзац с описанием того, что происходило в стране. Или взять биографию адмирала Корнилова: многое станет ясно, если объяснить, почему Англия, имевшая с Россией прочные торговые связи, встала в Крымской войне на сторону Турции… Я говорю о том, что принцип историзма должен быть реализован в «ЖЗЛ» в полной мере. Вспомним слова историка С. М. Соловьева: «Героя нужно судить по законам его времени».

ПЕТРОВ: Уже несколько лет мы думаем о возможности создания детской «ЖЗЛ». В свое время я был ярым приверженцем этой идеи и мечтал инициировать подобный детский книжный проект в родном издательстве, но теперь стал в данном вопросе скорее пессимистом. Постараюсь прояснить свою позицию. Главное определиться с адресатом этой серии. «Умники и умницы» из числа старших школьников даже не взглянут на «Детскую ЖЗЛ», потому что позиционируют себя взрослыми и читают взрослую серию. 90% учащихся среднешкольного возраста полностью погружены в компьютер, и здесь нам надо изобретать скорее что-нибудь на электронном, а не на бумажном носителе. Остаются младшие школьники… Но здесь едва ли не главным при чтении биографии становятся картинки, а это уже совсем иной формат издания. К тому же кто только не занимался биографиями для детей, они выходили в самых различных издательствах: «Патриот», «АСТ», «ОЛМА», «Граница», «Орбита» и многие другие («иных уж нет») – и в мягкой обложке, и в твердом переплете, и отдельные жизнеописания, и коллективные сборники по векам и эпохам.

ЕЛИСЕЕВА: Я 17 лет проработала в издательстве «Аванта +», которое выпускает энциклопедии для детей. Мне кажется, если мы заговорили о «Детской ЖЗЛ», то давайте сразу определимся с возрастными рамками. В 17 лет – это уже не дети, а сформировавшиеся взрослые люди. «Вложить» что-то еще можно в 8–9-летних детей. И если вести речь об упрощении, или, лучше сказать, адаптации текста для «Детской ЖЗЛ», то это будет работа, которая ляжет на плечи редакторов. Но есть еще самая большая проблема: то поколение, которое сейчас не читает, скоро обзаведется детьми! Надо четко понимать, что кошелек в любом случае открывают родители. То есть выпускать в свет «Детскую ЖЗЛ» надо уже сейчас – потом будет поздно.

ЮРКИН: Мы, возможно, обратимся к электронной книге. Детская «ЖЗЛ» – интересный проект, но этот рынок забит до отказа. Так что, возможно, будем прокладывать дорогу к подростку, старшекласснику через электронику. «Молодая гвардия» отстала в этом отношении. Стареющий читатель – это тупик для любой книги, в том числе для «ЖЗЛ». Завидую «Эху Москвы», которое наладило диалог с детьми 5–12 лет и таким образом готовит себе новое поколение слушателей. У них дети отвечают на вопросы из книг и получают подарки – в виде книг!

САРАСКИНА: Идея проведения Года литературы – чисто чиновничья! Нам надо определиться: мы литературоцентричная страна или нет? А то у нас порой вообще творится какой-то ужас! Недавно член Общественной палаты предлагал запретить изучение иностранных языков: мол, иначе все будут уезжать, и мы не остановим «утечку мозгов»…

Если судить по моему сыну, то 25–30-летним молодым людям интересны были бы биографии Стива Джобса, Алана Тьюринга. Об этих людях нужно «вкусно» написать.

Здесь упомянули о необходимости сокращения объема книг, но вы поймите, что если мы будем потакать в этом вопросе, то придем к «идеальному» для современного человека объему, который составляет 144 знака, предусмотренные Твиттером. Не надо уподобляться социальным сетям!

Хочется обозначить еще одну важную проблему молодогвардейских биографий, о которой никто не говорил... Серия «ЖЗЛ», на мой взгляд, чрезмерно «русоцентрична» и «европоцентрична». Я сама была такой. А затем побывала в Индии, Китае, Японии… Мы не знаем этого другого мира совсем! И было бы здорово, если бы «ЖЗЛ» развивалась и в сторону такого вот страноведения. Сегодня, например, по дороге на работу я слушала про Тамерлана. Казалось бы, все знают, кто он такой. Но – поверхностно. А по сути? Например, что именно он победил Орду? Просто мы всегда пропускаем мимо себя то, что не касается нас и Европы. В Токио у меня был круглый стол по роману «Бесы», и в течение еще девяти месяцев после его проведения мне на электронную почту приходили вопросы, причем такие, которые никогда не задавали мне русские читатели Достоевского! Японцы мыслят совершенно иначе.

ПЕТРОВ: Кстати, о «Бесах»… Если массово выпускать в «ЖЗЛ» биографии злодеев отечественной и мировой истории, то этот проект превзойдет в коммерческом плане и «Детскую ЖЗЛ», и не только ее! Отпетые мошенники, злодеи и авантюристы – вот самый что ни на есть тренд сезона. Время такое!

ЗАЛЕССКАЯ: Наши родители выросли на «ЖЗЛ», эта серия – «наше всё»! Мне кажется, надо выйти с инициативой и подтолкнуть наше правительство, объяснив, что молодогвардейская «ЖЗЛ» – это национальное достояние, предложить утвердить это законодательно… Государственная поддержка, по моему мнению, должна быть весьма существенной! Государственные чиновники, скорее всего, даже благодарны за идею будут – им, ведь тоже нужно хоть как-то реализовывать объявленный в стране Год литературы…

ГЛАГОЛЕВА: В последнее время часто одни и те же герои  появляются как в «классической», так и в Малой серии «ЖЗЛ». Мне кажется, «ЖЗЛ» нужно до конца продолжить начатую цепочку: от условной «Википедии» к Малой «ЖЗЛ» и, наконец, к «ЖЗЛ» классической. Кстати, почему бы не выпускать комплекты книг? У меня, например, выходила книга «Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана». К ней можно было бы добавить биографии Дрейка, Моргана и прочих рыцарей удачи. Заинтересованные коллекционеры приняли бы эту идею на ура! И еще я бы посоветовала издавать побольше сборников – «Маршалы Победы», «Полководцы 1812 года» и т. д… Не всех, ведь  интересуют отдельные персонажи.

ПЕТРОВ: Биографии в миниатюре, как правило, уже существуют внутри большинства книг серии «Живая история: Повседневная жизнь человечества». Если же говорить о создании молодогвардейских книжных коллекций, то, по-моему, всерьез рассчитывать на это весьма сложно. На коллекции, как известно, сейчас активно «подсаживают» в киосках: их выпускают «АиФ», «Комсомолка» и прочие титаны оперативной реализации… Но соревноваться с ними бессмысленно: они, как правило, перекупают чужое и при этом далеко не всегда качественное (главное, чтоб было дешево!), но зато каждую неделю выдают по книжке. Внутренняя непритязательность и дешевизна, маскируемая внешним лоском, – вот основа основ современных книжных коллекций, которыми переполнены все газетно-журнальные киоски. А в «Молодой гвардии» совершенно иной ритм: книги делаются годами, а не неделями… И коллекции (великих художников ли, поэтов и музыкантов или полководцев и разведчиков) складываются десятилетиями. И стоят при этом недешево… Хотя сама Ваша идея, Екатерина Владимировна, очень красивая. Вынужден, к сожалению, констатировать, что и с дорогим нашему сердцу детищем – серией «Повседневная жизнь» – в реализации стало всё очень-очень непросто. Вы, наверное, заметили, что теперь ежегодно выходят уже не полтора десятка новинок, как раньше, а всего лишь 2–3 книги в год. Так что ее впору не насыщать сериями-спутниками, а спасать саму по себе.

ЕЛИСЕЕВА: Думаю, «Повседневную жизнь» читатель еще просто по-настоящему не распробовал. В Европе на это ушло 25–30 лет.

ПЕТРОВ: Обидно, что этот формат на телевидении – едва ли не самый востребованный. Всем безумно интересно: как раньше одевались, что ели и пили, как сватались и расставались.  Людей невозможно оторвать от экранов! Но там – мощный визуальный ряд, а здесь книжный текст… К сожалению, телевидению мы проигрываем, и это при том, что наш материал первичен и во сто крат более серьезен. Телевизионная картинка, увы, перевешивает всю историческую основательность.

ЗАЛЕССКАЯ: Добавлю, что «ЖЗЛ» – это портрет в основном одного человека. А почему бы не делать портрет целой эпохи – по принципу пирамиды? Вот берем Николая I: его биография – потом 5–7 биографий его ближайших соратников – 20 биографий «дальнего круга»… И портрет эпохи готов – своего рода «ЖЗЛ–Энциклопедия»!

САРАСКИНА: Нечто подобное делал Розанов…

КУРУКИН: Я согласен, что «ЖЗЛ» – это наше достояние. А вот «Повседневную жизнь» мне искренно жаль, ведь это – уникальный проект для нас.

ПЕТРОВ: Проблема еще и в том, что во всех крупных книжных магазинах книги «ЖЗЛ» выносят на отдельный стенд, а «повседневки» тематически «растворяют» по разным разделам.

КУРУКИН: На мой взгляд, в «ЖЗЛ» не хватает книг о подвижниках, о церковных деятелях… Но я понимаю, что апологетика не уместна, а писать квалифицированно и беспристрастно – тяжело. Но всё равно: политиков и генералов в серии «ЖЗЛ» достаточно, а вот, к примеру, ученых – слишком мало.

Что касается серий-спутников: не придумать ли новую серию «Жизнь замечательных вещей»? По-моему, прочитать об истории телевизора было бы очень любопытно. Эта идея и к Стиву Джобсу ближе…

ПЕТРОВ: Логика коммерческой отдачи заставляет издателей быстро переключаться с истории телевизора на совсем иные вещи. Ведь, к примеру, издательство «Колибри» уже издает подобную серию под философским названием «Вещь в себе»: «Происхождение вилки», «Черная икра: прошлое и будущее», «Краткая история попы», «Все о неглиже». Тематический вектор абсолютно предсказуем. Здесь, кстати, и ответ на вопрос: «Почему книг об ученых стало меньше?» Потому что «история попы» стала интересовать современного читателя больше, чем «история телевизора».

БАСИНСКИЙ: Возвращаясь к теме «ЖЗЛ»… С биографиями церковных деятелей есть одна большая проблема. Воцерковленные будут читать житие, им не нужна «светская» биография. Остальным же эта тема вообще не очень интересна. Хорошо знаю это по собственному опыту: из всех моих книг хуже всего продавалась книга про Иоанна Кронштадтского…

САРАСКИНА: А вот фигура Фуделя вызывает большой интерес! Хотя это, конечно, не совсем то, о чем сейчас идет речь.

МИХЕЕНКОВ: Я благодарен издательству, что серия «ЖЗЛ» уделяет внимание военачальникам. Безусловно, в первом ряду стоят маршалы. Но есть и генералы, которые маршалами не стали, хотя были достойны этого: Черняховский, Ватутин… И вообще: великими и замечательными могут стать все, вплоть до рядовых солдат.

Сейчас такое время, что не все могут осилить большие книги «ЖЗЛ». Мой внук подчас боится даже подойти к деду – опасается, что я начну заставлять его читать. И поначалу я думал, что Малая серия есть результат некоего сокращения основной «ЖЗЛ» для ленивого читателя и жадноватого покупателя. Потом  понял, что дело обстоит иначе. И потому хотел бы еще раз написать биографии Конева и Руслановой – теперь уже для Малой серии «ЖЗЛ».

А вот «Детская ЖЗЛ» – это, конечно, совсем другое. Там нужно писать по-особенному и только о самых знаковых фигурах. Я считаю, что, раз уж объявлен Год литературы, издательству нужно рискнуть – чтобы «Детская ЖЗЛ» вышла в свет. Нужно попробовать, а дальше смотреть на результат.

ПЕТРОВ: Сергей Егорович, изначально, еще на стадии замысла Малой серии, мы отмели вариант дайджеста. Мне страшно представить, что Сараскина будет сокращать свою биографию Достоевского, а Варламов – Булгакова и Платонова. Рукописи для новой серии должны быть новыми и по концепции, и по воплощению. Убежден, авторы не должны полностью приватизировать своих героев и писать о них для всех книжных серий сразу. Это будет не очень интересно как для издателя, так и для читателя. В этом вопросе я, безусловно, на стороне биографического разнообразия.

НОВИКОВ: Я согласен: как автор «классической» и Малой серий «ЖЗЛ» могу сказать, что это совершенно разные жанры. И мне кажется, что компактные биографии Достоевского, Толстого, Чехова и других нужны обязательно. Редактор моей книги о Пушкине сказал, что прибережет ее для внучки. Малая серия имеет большие перспективы.

Николай Николаевич Евреинов, – его биографию тоже было бы неплохо увидеть в серии «ЖЗЛ», – в начале 1920-х годов в книге для детей о театре – со свойственной ему иронией – писал: «Это книга для детей, которые никогда не были в театре». И дети, и взрослые сейчас одинаковые: и те и другие не знают сейчас ни Жуковского, ни Боратынского... И я с болью слушал статистику, которую приводил Валентин Федорович.

Но мы всё-таки писатели, а не издатели. Как говорится: «мы не мыслители – у нас зарплата не та». Я уже говорил, что было бы неплохо написать книги, которые рассказали бы жителям нашей якобы православной страны о православных традициях. На самом деле их сейчас почти никто не знает! Спросите 15 февраля, что такое Сретение; спросите, что такое Тайная вечеря… Очень трудно читать Евангелия, написанные непонятным суржиком. Поэтому и вводят в школах такие, по-моему, идиотские предметы, как «светская этика». Среди ровесников моей старшей внучки приобрел популярность буддизм… После «Декамерона», Рабле, Дон Кихота можно уже нормально перевести Ветхий Завет! Да только кто же договор заключит?! Словом, пришла пора для биографии Иисуса Христа. Я за нее уже не возьмусь: мне кажется, ее должен написать кто-то «красивый, тридцатитрехлетний». Пусть вот Шаргунов сначала напишет про грешника Катаева, а потом – ради искупления – про Христа!

ХХI век начался со знаковых биографий, например, Розанова, и моя жизнь как литератора перевернулась после начала сотрудничества с «ЖЗЛ»! Собираюсь сделать доклады на эту тему за рубежом. Расскажу там о прорыве биографического жанра в России.

ВАРЛАМОВ: Биографию Шукшина я собирался писать для Малой серии, а в итоге рукопись получилась большой. В процессе работы над книгой я понял, что о Шукшине мы многого не знали. Почему он сотрудничал то с «Октябрем», то с «Новым миром»? Как ему удавалось уважительно относиться и к Шолохову, и к Солженицыну? Мы многого не понимали в его отношениях с государством, властью, цензурой… Я лишний раз убедился в том, что «идти» нужно от материала.

Что касается церковных деятелей, то настоящим бестселлером стали «Несвятые святые» архимандрита Тихона. Эту книгу читали и читают далеко не только воцерковленные… И, конечно, нам не стоит опускаться до Твиттера, но биографические миниатюры сейчас пользуются большой популярностью.

ПЕТРОВ: Да, это подтвердил успех «Героев Первой мировой» Вячеслава Бондаренко и «Двенадцати поэтов 1812 года» Дмитрия Шеварова. А ведь раньше мы достаточно настороженно относились к подобным сборникам.

ЮРКИН: Тема служителей церкви действительно очень актуальна. У нас есть идея издать книгу о священниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

ВАРЛАМОВ: Почему, кстати, книги серии «ЖЗЛ» не продаются в должном количестве в литературных музеях?

ПЕТРОВ: Не везде это разрешено. Банальные организационные проблемы: нет киоскеров, кассовых аппаратов… Равно как проблемы с библиотеками, которые с радостью закупают книги серии «ЖЗЛ», но всякий раз издательству нужно заключать договор обязательно на исключительное право,  иначе ожидает сито  идиотских тендеров…

ВАРЛАМОВ: Добавлю еще, что любой писатель сейчас должен режиссировать книгу. Тогда возможна экранизация. И почему бы не делать документальные фильмы по книгам «ЖЗЛ»? Мне кажется, подобный проект был бы очень интересен.

ПЕТРОВ: По крайней мере, наших авторов достаточно часто приглашают на телевидение…

ЕЛИСЕЕВА: Правда, при этом порой запрещают показывать книгу – как рекламу.

ЮРКИН: Никто не спорит, что телевидение – великая сила. Как только книгу «Абель–Фишер» показали на одном из центральных каналов, продажи резко возросли.

МЛЕЧИН: Мой дед работал в «Молодой гвардии», а вот у меня такого опыта нет, так что целиком поставить себя на место издателя не могу. Но я могу напомнить, что в 2017 году будет отмечаться столетие русских революций. Чем больше мы изучаем ту эпоху, тем более загадочной она предстает. Хотелось бы увидеть «объемные», но не догматичные биографии Алексеева, Милюкова. Кроме того, совершенно правильно было сказано, что большой успех будут иметь биографии «плохих» людей. И хотелось бы, чтобы серия «ЖЗЛ» чаще обращалась к современности. Например, имя Ангелы Меркель мы слышим каждый день – так почему бы не издать ее биографию?!

ПЕТРОВ: В серии «ЖЗЛ: Биография продолжается…» была, к примеру, книга о покойной ныне Маргарет Тэтчер…

МЛЕЧИН: Книга появилась достаточно поздно. Надо чаще писать о тех, кто на слуху именно сегодня.

ДАНИЛКИН: Я поддерживаю идею создания «Детской ЖЗЛ». И не нужно бояться вульгаризации! То, что читают дети – не тексты, а скорее продукт труда редактора и издателя. Это – своеобразные комиксы. Не надо бояться радикальных изменений. Впрочем, и спрос на биографии в классическом виде не стоит недооценивать. Стив Джобс, Дарт Вейдер, Марк Цукерберг – вот кого бы хотела видеть героями серии сегодняшняя молодежь. А детям биография нужна как история некоего чуда… Я сейчас пишу биографию Ленина, и у меня по всей квартире валяются тома его полного собрания сочинений. Моему ребенку трудно было объяснить, кто такой Ленин, но я сказал ему: «Этот человек 46 лет просидел в библиотеках, а затем возглавил огромную страну и весь мир об колено согнул!» После этого мой сын, естественно, заинтересовался…

ПЕТРОВ: Думаю, в «Детской ЖЗЛ» нам не нужны персональные авторы на каждого отдельного героя, здесь есть скорее необходимость в нескольких авторах-«многостаночниках», хорошо знающих детскую психологию. Я согласен с Львом Данилкиным: здесь потребуется даже не писательский труд в чистом виде, а действительно некое изобретение. Слово «чудо» применительно к жизни гениального человека. Так что «всего-то и делов» – чудо для детей создать! Бренд «ЖЗЛ», уверен, должен нам помочь…  

ЮРКИН: Спасибо за дискуссию. Молодогвардейцы не страдают скромностью, они по праву любят свое дело и «Молодую гвардию». Но сегодня мы воочию убедились в том, что авторитет, славу, почет издательству создаете вы – наши авторы, писатели, историки, видные деятели российской книги и культуры. Позвольте поблагодарить вас за большой и талантливый труд во имя общего дела и России! Спасибо!

 

P. S. В этом году серии «ЖЗЛ» исполняется 125 лет. 23 апреля (6 мая по новому стилю) 1890 года основатель серии Флорентий Павленков получил цензурное дозволение на издание первой книги – «Игнатий Лойола» Александра Быкова.