Столичный дебют
«Молодой гвардии», старейшему из ныне существующих издательств страны, исполняется 100 лет.
Автор книги «Барон Унгерн: Самодержец пустыни», вышедшей в серии «ЖЗЛ»
Леонид Юзефович — писатель, историк, трехкратный победитель премии «Большая книга», двукратный победитель премии «Национальный бестселлер» (о дебюте в «Молодой гвардии» и в московской печати вообще):
— Первое впечатление от «Молодой гвардии» середины 1980-х – поразившее меня, провинциала, устройство внутренних помещений издательства. Выхожу из лифта и оказываюсь в центре большой, по-конструктивистски лаконично отделанной деревянными панелями круглой площадки, от которой, как лучи, расходятся коридоры со множеством дверей. За дверями – редакции. Редакторы довольно тесно сидели в скромных комнатках, за обычными для тогдашних советских учреждений бледно-желтыми канцелярскими столами из ДСП, но это не меняло моего отношения к ним как к полубогам, вершителям литературных судеб. В общем-то так оно в то время и было.
Современную художественную литературу издавали несколько столичных издательств, но главных было три – «Советский писатель», «Современник» и «Молодая гвардия». Почетнее всего считалось издаться в либеральном «Советском писателе», гораздо меньшим успехом был выход книги в почвенническом «Современнике», а «Молодая гвардия» по престижности располагалась где-то между ними. Издательство было громадное, выпускавшее немало идейно-выдержанных поделок, но и много прекрасных книг, разных по духу и стилю. В целом здесь придерживались патриотической направленности, пытаясь совмещать ее с верностью марксистско-ленинской ортодоксии, что иногда выглядело довольно комично – помню, например, биографию Сергия Радонежского, изданную в серии для подростков «Пионер – значит первый».
Меня привел сюда писатель Эдуард Анатольевич Хруцкий – бывший офицер, вальяжный умница с вечной трубкой в зубах, знаток и ценитель живописи, мастер спорта по боксу, автор замечательного военно-авантюрного романа «Четвертый эшелон», сценарист любимого моим поколением фильма «На углу у Патриарших» и один из родоначальников расцветшего в постсоветские годы ретродетектива (роман «Полицейский»). Незадолго перед тем он приезжал в Пермь, где я тогда жил, там ему дали почитать мои напечатанные в журналах «Урал» и «Уральский следопыт» историко-детективные повести, и он по доброте душевной, без всяких с моей стороны просьб, отнес их в «Молодую гвардию», в редакцию, ведавшую суперпопулярной приключенческой книжной серией «Стрела». Редактор этой серии, Татьяна Яковлевна Костина, стала моим первым московским редактором, как Эдуард Анатольевич – моим первым и, в сущности, единственным столичным покровителем из писательского цеха.
Вскоре моя повесть об Унгерне «Песчаные всадники» была опубликована в молодогвардейском альманахе «Приключения-1985» и стала для меня первой публикацией в столичном издании. А поскольку альманах выходил 300-тысячным тиражом, эта повесть объемом всего в четыре печатных листа, т.е. около сотни машинописных страниц, позволила мне целый год прожить на полученный за нее гонорар.
Дальше, впрочем, всё пошло не так гладко.
По тогдашним правилам рукопись могла быть издана только при наличии двух положительных, так называемых «внутренних» рецензий. Редактор старался подобрать таких рецензентов, чтобы в соответствии с издательской политикой или его личными предпочтениями оба или зарубили рукопись, или дали ей зеленый свет. В тех редких случаях, когда мнения разделялись, призывали третьего, и он бросал свой меч на ту или другую чашу весов.
В моем случае этого не понадобилось – обе рецензии оказались отрицательными. Автор одной обвинил меня в намерении реабилитировать белогвардейщину, второй – в чем-то таком, что в те годы заменяло нынешнюю русофобию (поводом стал мой интерес к движению эсперантистов). Тогда Татьяна Яковлевна, поначалу легкомысленно пустившая дело на самотек, сделала то, на что, наверное, не имела права: она положила эти рецензии под сукно и отдала рукопись двум новым, менее идеологически строгим и более чутким к слову рецензентам – прозаику Вячеславу Шугаеву, недавно переехавшему в Москву из Иркутска и одно время заведовавшему редакцией прозы в «Молодой гвардии», и литературному критику Владимиру Бондаренко, будущему редактору «Дня литературы» (приложение к газете «Завтра»). Оба они отнеслись ко мне благожелательно, а Вячеслав Максимович еще и написал чудесное предисловие к моей книжке. Она состояла из трех детективных повестей о Гражданской войне на Урале («Контрибуция. 1918», «Чугунный агнец. 1919», «Клуб “Эсперо”. 1920»), и называлась по последней из них. Книжка вышла в 1987 году, в прекрасном оформлении художника И. Френкеля, и в возрасте сорока лет я наконец стал автором, издающимся не только на Урале, но и в Москве.
Леонид Юзефович награждает Льва Данилкина – автора книги «Ленин: Пантократор солнечных пылинок», победителя Национальной литературной премии «Большая книга»-2017
Писатель, чтобы развиваться, должен издаваться. Следующая моя книга, документальный роман «Самодержец пустыни» (не так давно «Молодая гвардия» переиздала его в серии «ЖЗЛ»), появилась только через шесть лет. Она вышла уже в другое время и была написана совсем на другом уровне, но у меня не было шансов до него дорасти, если бы я не увидел изданными мои первые повести и не освободился от них. За это я бесконечно признателен Эдуарду Хруцкому, Татьяне Костиной, Вячеславу Шугаеву, Владимиру Бондаренко и, конечно, «Молодой гвардии».