Вечная тайна Зорге
4 октября 1895 года в Российской империи, в Бакинском уезде, родился один из величайших разведчиков ХХ века — Рихард Зорге.
В моём книжном шкафу стоит множество книг, посвящённых Рихарду Зорге, и пара написанных им самим. Есть на полке и издания ЖЗЛ: канонический труд Марии и Михаила Колесниковых, впервые вышедший, кажется, в 1971-м и затем переиздававшийся в 1975 и 1980 годах, и небольшая книжка Вячеслава Кондрашова, выпущенная в так называемой малой серии ЖЗЛ в 2018 году. Кому-то эти книги нравятся, кому-то нет, но их обилие, во всяком случае, объясняет, почему на первое предложение «Молодой гвардии» написать новую биографию того же героя я ответил отказом. Персонаж показался мне неподъёмным. Сколько книг уже издано, сколько разных авторов бралось за перо, пытаясь создать его образ, сколько существует отдельных направлений, по которым вели свою работу настоящие зоргеведы... Разве одолеть этакую махину одному человеку? И всё-таки спустя год я согласился, сознательно пойдя на риск получения упрёков в некомпетентности, односторонности или ещё в чём-нибудь.
Ответил «да» потому, что мне самому вопросы о Зорге задавали и задают довольно часто, и далеко не на все из них я мог ответить ясно, полно и с достаточной степенью уверенности. Я видел, да и сейчас то и дело вижу, как многие люди, изначально настроенные к этому герою вполне благожелательно, читая о нём, не могут распутать сюжеты, скрученные в биографии этого человека, разобраться в море книг, многие из которых правильнее было бы назвать макулатурой, оказываются не в состоянии выкарабкаться из позднейших попсовых наслоений на его биографии, где миф соседствует с ложью, и с разочарованием бросают это занятие. Мне захотелось помочь им, а главное — помочь самому себе разобраться в истории великого шпиона. Я согласился.
После принятия решения легче не стало: возникла новая проблема — как писать и что писать? Некоторые знакомые, узнавшие о том, что я «взялся за Зорге», задавали мне один и тот же простой вопрос: «Ну, хорошо, что решился, но ведь тема избитая. Ты не историк разведки, не имеешь доступа к секретным материалам, не можешь опубликовать какую-нибудь, хоть плохонькую, но сенсацию. Что о Зорге можно сказать новенького?» Спасибо всем, кто задал мне этот вопрос, потому что ответ на него — а что вы знаете о Зорге «старенького»? — стал вторым шагом на пути к этой книге.
Я взялся за чтение бесконечного списка литературы о Зорге и пришёл в ужас. Всё оказалось хуже, чем я ожидал: основная масса книг о нём представляет собой бесконечные перепечатки лишь нескольких, отнюдь не многочисленных, добросовестных исследований на эту тему, сдобренных выдуманными диалогами, фальшивыми сенсациями, наскоро состряпанными мотивациями. Вечная тайна Зорге по-прежнему за семью печатями... Ещё яснее стало, что моя задача будет заключаться не столько в нахождении каких-то новых сведений по теме, сколько в очищении и выстраивании стройной вереницы фактов и, по возможности, бесспорных свидетельств, раскрывающих судьбу Зорге максимально чётко, точно, беспристрастно. Итак, главной моей задачей стало написание понятной биографии Рихарда Зорге, хотя, работая с некоторыми источниками в России и Японии, мне удалось вложить и свою лепту в список ранее неизвестных документов, связанных с этим делом.
Всё это, конечно, вовсе не означает, что книга, которую вы держите в руках, идеальна и объективна — нет. Всякое повествование одного человека о другом всегда субъективно и оценочно. И я очень рад, что первый вариант моей книги о знаменитом разведчике в серию «Жизнь замечательных людей» не попал. Работа вышла под названием «Зорге. Неудобный» в новой серии NEXT того же издательства. К лучшему.
Несмотря на то что книга получила хорошие отзывы и премию Министерства обороны России в области литературного творчества, она не была свободна от ошибок и недостатков. Сразу же после выхода в электронной почте резко увеличилось количество писем с тэгом «Зорге», заработали мессенджеры. Порой содержащаяся в них информация была настолько важной, что приходилось переписывать отдельные абзацы, добавлять целые страницы. Не могу сказать, что исправить удалось всё, но всё, на что обратили внимание пристальные читатели (спасибо вам!), исправил. Все новые сведения, среди которых числятся чрезвычайно, принципиально важные, в исправленный вариант включены.
Так пришло время нового «Зорге» в ЖЗЛ. Уверен, что новая книга стала лучше, яснее. Акценты выделены чётче, выводы стали масштабнее, герои и антигерои выглядят рельефнее. И в завершение этого краткого объяснения я могу лишь предложить официальную аннотацию на нового «Зорге», встающего сегодня в серию «Жизнь замечательных людей».
6 сентября 1998 года японская национальная газета «Асахи» назвала Рихарда Зорге в числе ста выдающихся людей ХХ века, несмотря на то что этот человек нарушил японские законы и был казнён как преступник — первым из иностранцев за всю историю современной Японии. Такое признание не случайно, ибо в Японии, как и везде в мире, ценят настоящих героев, и японцы сочли Зорге достойным внесения в этот список. По заслугам ли мы оцениваем Зорге сегодня?
Со времени присвоения ему звания Героя Советского Союза прошло более полувека, исчезла страна, которой он служил, изменились нравственные ориентиры и представления о мироустройстве. Вспоминая Зорге, многие всё чаще задаются вопросами: действительно ли он был героем? Прав ли был шеф германской разведки Шелленберг, назвавший Зорге двойным агентом? А может быть, всё ещё проще: Зорге — сильно переоценённый бабник и выпивоха, которому лишь приписаны мифические заслуги вроде набившего оскомину предупреждения Сталину о нападении Германии на СССР? И почему, кстати, Сталин ему не верил? Как могла провалиться токийская резидентура Рамзая, если её руководитель был таким уж выдающимся разведчиком? И, кстати, что было раньше — до Токио? Ответы на эти и многие другие вопросы содержатся здесь, в этой книге, первой научной, нелицеприятной, но максимально объективной биографии Рихарда Зорге, написанной на строго документальной основе историком Александром Кулановым, отмеченным за свои изыскания в области противостояния японских и советских спецслужб премиями Министерства обороны и ФСБ России.
Александр Куланов