Виктор Притула о биографии "Чарлз Дарвин" на "Проза.Ру"
Чарлз Дарвин, или Эволюция Автора
Создатель замечательных жизнеописаний таких великих англичан как Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс, или американских мастеров слова как Марк Твен и Эрнест Хемингуэй, вдруг неожиданно предстал биографом «революционера эволюции» Чарлза Роберта Дарвина.
Когда же первое удивление чертановским выбором столь неожиданного нового героя прошло, я припомнил, что подобную авторскую эволюцию проделал и знаменитый создатель романизированных биографий великих людей Ирвинг Стоун. Среди его героев Джек Лондон и Микеланджело, Ван Гог и Зигмунд Фрейд, Линкольн и …Чарлз Дарвин.
Впрочем, на этом ассоциативный ряд можно оставить в покое. Максим Чертанов пошел своим путем. В свойственной ему динамичной манере он взялся показать современному читателю, как скверный эдинбургский студент Дарвин стал величайшим первопроходцем в науке о происхождении человека. Вот как оценивает работу Максима Чертанова один из самых оригинальных современных популяризаторов науки Александр Марков: «Максим Чертанов проделал титаническую работу. Проделал честно и качественно, не гонясь за сенсациями, опираясь на факты и документы… Книга написана увлекательно, не оторвешься, и емко: ни капли «воды», в каждом предложении спрессовано столько смысла, сколько иные авторы размазывают на две страницы».
В этом я полностью соглашусь с уважаемым доктором биологических наук Марковым. Чертанов пишет предельно лаконично, словно прочерчивает некую пунктирную линию жизни своего героя. И в то же время мы узнаем массу повседневных мелочей, которыми были окружены научные поиски автора «Происхождения видов». Мы узнаем удивительного человека, которого прозвали «сумасшедшей матерью» из-за непомерной любви к своим детям. Мы узнаем кропотливого естествоиспытателя, который во всем пытался дойти до самой сути.
И что еще крайне интересно, это «русские отголоски дарвинизма» у Чертанова. Для него это не некая абстракция, а трагическая борьба за чистоту науки, которую вели русские генетики против шарлатанствующего дарвиниста Лысенко.
Возможно, кому то новая книга Максима Чертанова может показать чрезмерно занаученной, а кому-то дилетантской. Но рассказать о жизненном пути ученого, который никогда не витал в облаках, а был человеком очень приземленным, семейным и достаточно скромным, причем без какой-то слащавости, и уж тем более без псевдонаучного пафоса, задача не из простых. Однако Максим Чертанов справился с ней великолепно. За что ему большое читательское спасибо!