Ваша корзина пуста
серии
Теги

Виртуальные родственники

В 2017 году нашему издательству исполняется 95 лет. За эти годы изданы два с половиной миллиарда книг, которые оставили заметный след в жизни нескольких поколений не только читателей, но и писателей. О вехах сотрудничества с «Молодой гвардией», об истории написания своих книг — вспоминают наши авторы.

С Андреем Дзубаном в роли Аркадия Аверченко

Виктория Миленко — филолог:

— Дверь в «Молодую гвардию» открылась передо мной 10 лет назад, и первым в нее шагнул… Аркадий Аверченко. Я робко шла следом. Аверченко же, «король смеха», и после смерти вел себя по-королевски: если уж выйдет его биография, то в лучшем издательстве и в самой известной книжной серии. Иначе и затеваться нечего.

Если бы не Аверченко, я вряд ли оказалась бы перед этой дверью — я, филолог из Севастополя, с детства знавшая, что «ЖЗЛ» — сфера небожителей, где-то там, на Марсе. Правда, в мою пользу было 3 аргумента: биографий Аверченко не выходило никогда, он — мой земляк и, что немаловажно, «за» меня были его родственники. С ними мы и вышли на Вадима Викторовича Эрлихмана, в то время — заместителя главного редактора издательства. Вадим Викторович затею горячо поддержал.

Книга рождалась непросто. Я, только что защитившая кандидатскую диссертацию, никак не могла отойти от научных стандартов подачи материала, каждое свое слово перестраховывала цитатой и — что греха таить — тряслась осиновым листом. И здесь-то на помощь пришла тяжелая артиллерия: рукопись согласилась редактировать Любовь Спиридоновна Калюжная. Стоически и с юмором она учила меня, «как надо и как не надо». Я храню нашу с ней переписку — не в электронном виде, а распечатанную и в переплете. Этакие «выбранные места из переписки» с редактором. Это тоже книга, очень личная и довольно объемная, ведь Любовь Спиридоновна — по счастью — редактировала все мои жэзээловские работы.

Художник Василий Вознюк

«Аркадий Аверченко» увидел свет, и я понимала, что он — начало чего-то нового, но вместе с тем как бы уже и конец. К чему теперь стремиться? Коллеги-филологи порой к этому всю жизнь идут, а мне чуть больше тридцати, а жэзээловская монография — вот она. Но долго рефлексировать не довелось: уже через год после выхода книги стало ясно, что она и впрямь только начало. Лавиной пошли новые данные об Аверченко, которые я едва успевала публиковать. Теперь изданы и отдельная монография об эмигрантских годах писателя (в соавторстве с Анной Хлебиной), и сборники его неизвестного наследия… Работа над этими книгами завела меня в такие архивные дебри, из которых уже трудно выбраться. Пришлось даже немного освоить турецкий и чешский языки, чтобы воссоздать константинопольские и пражские годы героя. А потом родился авторский проект «Севастополь Аркадия Аверченко», с которым я сейчас сотрудничаю, к примеру, с газетой нашего Законодательного собрания. И потихоньку составляю сборник рассказов писателя о Севастополе.

Аверченко не дает продохнуть. Он очень неохотно позволил мне отвлечься на своих коллег — Сашу Черного и особенно на Куприна. Как уж они там, на небе, это всё решают, Бог весть! Но перед Сашей Черным Аверченко, пожалуй, был виноват, поэтому и позволил. У них был какой-то конфликт, ведь Черный — едва ли не единственный из его подчиненных — по своей воле покинул «Сатирикон».

Жэзэловский заказ на «Сашу Черного» был достаточно неожиданным. Но какой интересной оказалась эта работа! Как хотелось вернуть из небытия этого трогательного человека с глазами Чарли Чаплина! Это любимая моя книга. Она запомнится еще и потому, что увидела свет в момент глубоких перемен в моей жизни. Я сдала ее в печать, будучи жительницей украинского Севастополя, а готовую получила в Севастополе российском.

Художник Василий Вознюк

А вот к Куприну Аверченко никак не хотел отпускать, как видно полагая, что Куприну в России и так почестей достаточно. В отличие от других эмигрантов, не вернувшихся домой, а потому забытых. С «Куприным» было трудно. Мы очень разные люди, и книг о нем написано немало. Он не подпускал меня ближе вытянутой руки, да и Аверченко — повторяю — ревновал. Но книга родилась, и она не похожа на другие биографии писателя. Она где-то приключенческий роман. По крайней мере, я так ее задумывала, а получилось ли — не мне судить.

Вот так за годы дружбы с издательством в моей жизни появились 3 виртуальных родственника, которые теперь всегда со мной. И каждый чему-то научил. Куприн — приемам жизнетворчества; Аверченко — никогда не унывать и любую неприятность постараться представить в карикатурном виде; Саша Черный — «убегать от тоски с глупцами не спорить».

Дорогую «Молодую гвардию» горячо поздравляю с солидным юбилеем!

Желаю океана всяческих идей, процветания, долголетия, и — только вперед и вверх!

А я пошла к Аверченко. Недоволен, что отвлеклась.

Читайте также: «Помощь от Аверченко, капризы Саши Черного, сопротивление Куприна»