Во славу Отечества: Пионеры Русской Америки
Наталья Петрова — о людях, связавших свою судьбу с русскими Аляской и Калифорнией.
Моряк, исследователь, промышленник, декабрист, священник-миссионер под одной обложкой. Нет, это не роман Александра Дюма или Жюля Верна. Новая книга московского историка Натальи Петровой «Пионеры Русской Америки», которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей», написана по документам, но приключений, драматических судеб и даже любовных коллизий в ней хватает.
Автор выбрала героями своих шести очерков тех, кто 200 и более лет назад осваивал американские территории и утверждал российское присутствие на Аляске и в Калифорнии. Тех, кто одинаково крепко держал в руках перо и строительный топор, а, если нужно, то и оружие.
В интервью «Русскому миру» Наталья Петрова назвала то общее, что связывало столь разных русских путешественников, которые ехали за тридевять земель с неясными перспективами. «У каждого был свой мотив отправиться туда, но в Америке он отступал на второй план, а на первом оказывалась слава Отечества и долг перед Родиной», – сказала историк.
Коллективный портрет
– Как начиналась ваша книга – как вы открыли Русскую Америку для себя?
– Идея книги родилась неслучайно, и была связана со многими обстоятельствами. До этого в серии «Жизнь замечательных людей» вышла моя книга «Нахимов». Когда я приступала к биографии Павла Нахимова, мне казалось, что о нём всё известно, и никаких неожиданностей не будет. Но каждая страница его жизни открывала какой-то новый факт.
В том числе была история, связанная с Русской Америкой. То, что он ходил в кругосветное путешествие, хорошо известно, а, например, то, что Нахимов год провёл в Америке, было известно гораздо меньше. Он посетил и Калифорнию, и Аляску, встречался со святителем Иннокентием (Вениаминовым), который впоследствии стал одним из героев моей книги «Пионеры Русской Америки». А другой герой, Дмитрий Завалишин, путешествовал с Нахимовым в одной каюте на протяжении трёх лет. Эта информация аккумулировалась, и мне стало понятно, что об этих людях, незаслуженно забытых, нужно рассказать. Родилась идея создать коллективную биографию, коллективный портрет.
– Книга содержит шесть биографических очерков. По какому принципу вы выбирали героев для коллективного портрета?
– Эту территорию стремились открыть для России, не только присоединить, но и освоить, очень многие: промышленники, купцы, моряки, учёные, миссионеры. Хотелось, чтобы каждая из этих социальных категорий была представлена одним из персонажей. Сразу стало ясно, что без Григория Шелихова обойтись никак нельзя, потому что он был одним из первых, кто прокладывал путь в Америку, кто основал постоянное поселение на острове Кадьяке, которое существовало многие годы. Оно являлось отправной точкой, откуда русские отправлялись на исследования и совершали открытия, прежде всего, географические.
Также нельзя было не включить в книгу первого правителя русских колоний Александра Баранова, который провёл в Америке 28 лет. И за эти годы ни разу не возвращался в Россию. Баранов выполнял одновременно множество функций – он был и дипломат, и купец, и военный (приходилось защищать свою территорию).
Памятник Александру Баранову в Ситке (сейчас убран в музей), первому Главному правителю русских поселений в Северной Америке (1790 – 1818). Фото: Победа.РФ
Его правая рука Иван Кусков также стал героем моей книги. В крепости Росс, основанной Кусковым в 1812 году, он развёл сады, выращивал арбузы, виноград, на столе правителя в Новоархангельске стояло масло, присланное из Росса. Селение было основано, в первую очередь, для снабжения наших территорий на Аляске продуктами. В книге собраны рассказы о многих потрясающих людях, и мне хотелось написать её так, чтобы при всей историчности и фактурности изложения в ней сохранялся дух приключенческого романа, авантюрности, чтобы читатель сам захотел отправиться в путешествие.
– Массовый читатель из всех героев Русской Америки, вероятно, лучше всего знает графа Резанова из рок-оперы «Юнона и Авось». Почему он не попал в число главных героев вашей книги?
Иван Кусков, рисунок
– Герои очерков – это своего рода маяки, но это не значит, что в книге больше ни о ком не говорится. Естественно, в очерках о Шелихове и Баранове я рассказываю и о Резанове (и цитирую его), и жене Шелихова Наталье Алексеевне, и о Булдакове. То есть о тех людях, которые были рядом. Для того чтобы описать какого-то героя, нужно воссоздать историческую обстановку, его окружение и его деяния. Портрет пишется с этих трёх точек. Описание условий жизни главного правителя русских колоний, которое дал Резанов, помогает раскрыть образ Баранова, у которого попросту нет времени для обустройства комфортной жизни, он слишком занят. Что касается «Юноны и Авось», то, конечно, нельзя свести всю Русскую Америку до любовной истории Резанова и Кончиты. Хотя любовная тема в моей книге тоже присутствует.
Дом-музей И. А. Кускова в Тотьме, интерьер
Мифы и факты
– Если окинуть взглядом те материалы, которые доступны о Русской Америке в интернете, создаётся впечатление, что мифов вокруг неё больше, чем фактов. Авторы десятилетиями пересказывают одни и те же истории с одними и теми же цитатами. Насколько сложно вам было найти документы этой эпохи?
– Мифы перетолковывают из книжки в книжку, когда нет желания прочитать источники. Желания и времени. Это же нужно ехать в архив, вчитываться в чужие, порой тяжёлые почерки. Документы о Русской Америке сохранились в огромном количестве, было бы желание их изучать. Например, миссионерство святителя Иннокентия – малоисследованная тема. Существовал миф о том, что он никогда не бывал в форте Росс. Но сохранился его калифорнийский дневник, где он описывает своё пребывание в форте Росс, встречу с католическими священниками и то, как они ведут себя с местным населением. Да, они тоже создавали воскресные школы, обучали аборигенов молитвам и грамоте. Но ни один из них не создал письменность для индейцев – то, что сделал святитель Иннокентий. И, знаете, это одна из причин, почему местное население так хранит свои русские корни, русские следы. Иконы, перед которыми святитель молился с первыми крещёными алеутами, их потомки бережно хранят по сей день. Это начало их истории.
Святитель Иннокентий (Вениаминов)
– Работая над книгой, использовали ли вы американские источники?
– Конечно, я смотрела и американские источники, использовала информацию из журналов, которые выпускали наши эмигранты в США. Статья написана с использованием американских архивов. Мои друзья ездили на реконструкцию в Форт-Росс, как его называют американцы, и рассказывали, что память о русских в Америке сохраняется, и это достойно уважения.
– В США есть исследователи русского следа в Америке?
– Да, безусловно, там есть много специалистов по этому вопросу, есть очень серьёзные работы, я постаралась с ними познакомиться. К тому же в Библиотеке Конгресса США хранится очень большой фонд документов Русской православной церкви, некоторые в микрофильмах есть и у нас.
Реконструкция, Форт-Росс. Фото: Дмитрий Парфёнов
Слава Отечества и долг перед Родиной
– Вернёмся к вашим словам о коллективном портрете. Герои вашей книги – люди очень разные, и всё же, можно ли найти у них нечто общее? Эти путешествия на другой конец света многих вовсе не обогатили, но стоили десятков лет жизни в необжитых землях, вдали от родины. Что ими двигало?
– Это был главный вопрос, на который я искала ответ. Нельзя сказать, чтобы все они были романтики и отправлялись в Америку «за туманом и за запахом тайги». Нет. Каждый из них, кроме святителя Иннокентия, имел материальный стимул. Шелихов – купец, и он думал, прежде всего, об увеличении прибыли. У Баранова было собственное дело, но он разорился и потерял всё. Кусков был в долгах как в шелках, и большую часть жизни в Америке он отдавал часть своего жалованья в уплату долга. У каждого была своя история. Но в Америке их личный мотив отступал на второй план, а на первом оказывалась слава Отечества и долг перед Родиной.
Шелихов пишет распоряжение, в котором обещает премии за то, что откроют новые земли. Казалось бы, зачем ему новые земли, он может использовать открытые. Баранов развил огромную изыскательскую деятельность, хотя имел стабильное жалованье, которое не зависело от его открытий. Иннокентий служил в доходном приходе, имел семью, хороший дом в Иркутске и ни в какую Америку не собирался. Когда предложили ехать в Америку, где не было священника, все молодые батюшки отказались, и он тоже. Ему рассказали, как алеуты слушают Слово Божие, и, как он сам пишет, в один момент что-то в нём произошло, и он ощутил, что должен туда ехать и просвещать их.
Форт-Росс. Фото: Дмитрий Парфёнов
– Создаётся впечатление, и ваш рассказ это пока подтверждает, что «проект» Русской Америки двигали энтузиасты, а государство особенно им в этом не помогало, и особенной благодарности эти люди не увидели. В Петербурге не видели перспективы?
– Начнём с того, что все, о ком мы говорим, были отмечены государственными наградами. Александр Баранов получил дворянство; Иван Кусков стал коммерции советником; Лаврентий Загоскин был награждён орденом Святой Анны, его книгу издали, и он получил за неё премию Академии наук. И деяния святителя Иннокентия тоже были признаны и отмечены. Что касается позиции русского правительства по отношению к американским территориям, то она не всегда оставалась неизменной.
Когда открытие делает Российско-Американская компания, то есть частная организация, это одно, а когда туда вмешивается российское государство – тут другой спрос. У территорий, открытых русскими, было несколько двусмысленное положение. Они соседствовали с территориями Британии, Испании, а потом и Соединённых Штатов Америки. Поэтому очень часто правительству России было удобнее, чтобы эта деятельность велась частной компанией. Это вполне нормальный государственный подход. Кстати, весь российский двор были акционерами Российско-Американской компании, потому что она была очень прибыльна и выплачивала хорошие дивиденды.
Каждый российский правитель имел свою точку зрения на освоение Русской Америки и действовал в соответствии с этим. Например, Екатерина II не согласилась дать Григорию Шелихову монополию на то, чтобы его компания там торговала. А Павел разрешил. Александр I одобрил проект Дмитрий Завалишина о добровольном присоединении Калифорнии к России и организовывал кругосветные экспедиции за государственный счёт, а одной из задач была доставка в трюмах кораблей всего необходимого для русских поселений в Америке. Нельзя сказать, чтобы их совсем бросили. Внимание было, но насколько это позволяла ситуация. Плюс не всегда у государства были возможности – вспомните, в скольких войнах Россия участвовала в XIX веке.
– Если считать Русскую Америку большим российским проектом, можно ли назвать его неудачным? Ведь приращения территории не произошло, да и особенных богатств он России не принёс. Вообще, нам, россиянам, есть о чём сожалеть в связи с этой историей?
– Вся история России состоит из множества моментов, которые нельзя оценить однозначно. Возьмём наше проникновение на Кавказ – мы должны гордиться этими событиями или слёзы лить, поскольку до сих пор расплачиваемся? Или вспомним наши отношения с Польшей. Екатерина поступила правильно или неверно, поучаствовав с императорами Австрии и Пруссии в разделе этой страны и получив, как говорили, головную боль в виде польского вопроса?
Наталья Петрова
Оценивать исторические события нужно в контексте той эпохи, в которую они происходили. Какие плюсы были от обладания Русской Америкой? У нас там постоянно находились военные корабли, которые ходили в кругосветки, моряки приобретали опыт, совершались географические открытия. Напомню, Российско-Американская компания была высокорентабельной. Когда русские покидали Америку, население этой территории было не только православным, но и грамотным, они осваивали ремёсла, учились земледелию, разведению животных, а на островах Прибылова все мужчины поголовно играли в шахматы. Их потомки до сих пор испытывают гордость, сохраняя корни своей культуры, связанные с Россией. И это тоже безусловный плюс.
Сергей Виноградов, Русский мир