Ваша корзина пуста
серии
Теги

Впереди планеты всей

16 февраля в Клубе читателей «ЖЗЛ» состоялась встреча с историком балета Ольгой Григорьевной Ковалик. В 2011 году в «Молодой гвардии» вышла ее книга «Повседневная жизнь балерин русского императорского театра», а в прошлом году увидела свет биография Галины Сергеевны Улановой (1910−1998). Подробно о работе над жизнеописанием этой великой балерины Ольга Григорьевна и рассказала на встрече.

Уланова родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Интересный факт: отец Улановой окончил хореографическое училище в 1899 году, и в его выпуске была знаменитая балерина Анна Павлова. Мать Улановой Мария Романова была педагогом, а сама Уланова после завершения карьеры балерины стала балетмейстером-репетитором. Ольга Григорьевна затронула тему знаменитых учеников Улановой, среди которых — непосвященный взгляд — выделяет, к примеру, Николая Цискаридзе.

Уланова была настоящим орденоносцем — имела огромное количество званий: народная артистка СССР, лауреат четырех Сталинских и Ленинской премий, дважды Герой Социалистического Труда. Для деятеля культуры — это, по сути, высшее признание, которого он может удостоиться со стороны государственной власти. И иногда бывает, что подлинно народная любовь находится в обратно пропорциональной зависимости от государственных регалий; но к Улановой это отношения, конечно, не имеет — ей, похоже, удалось объять необъятное. По мнению Ольги Ковалик, Улановой помог не только феноменальный талант, но и определенная линия поведения, которой она придерживалась: Уланова никогда не приближалась к власти слишком близко. Ей покровительствовали Енукидзе, Ворошилов и даже сам Сталин, однако Уланова никогда не вступала в отношения с партийными, государственными деятелями. В отличие, к примеру, от ее близкой подруги Татьяны Вечесловой — связь с Кировым сказалась на ее дальнейшей судьбе не лучшим образом.

Все возлюбленные Улановой принадлежали исключительно к миру искусства. Она дважды была замужем, но главная любовь ее жизни осталась неразделенной.

— Когда я работала в РГАЛИ, я расшифровала все письма Улановой к художнику Николаю Эрнестовичу Радлову, — отметила Ковалик. — Накал страсти там очень велик, и отрывки из лучших писем я включила в книгу.

Лауреат многочисленных отечественных премий, обладатель престижных зарубежных наград, Уланова ощущала на себе пресс огромной популярности. Ее гением восхищались Алексей Толстой, Фаина Раневская, Сергей Прокофьев, Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн… При этом Ольга Григорьевна, которая была лично знакома с Галиной Сергеевной, отметила, что Уланова была не настолько замкнута, как ей это часто приписывают:

— На самом деле Галина Сергеевна очень любила поговорить. Конечно, не столько о себе, сколько о балете — профессии, которая была для нее всей жизнью.

Ковалик рассказала, какую роль в становлении личности Улановой сыграл ее родной Петербург, а какую — Москва, в которую она переехала в 1944 году. Между Петербургом и Москвой у Улановой была еще эвакуация — Великая Отечественная война оставила в ее жизни большой след. После окончания войны — в мае 1945 года — Уланова впервые танцевала за границей. Как встречали советскую балерину в зарубежных гастролях? Как быстро покорила она мир? В каких странах выступала чаще всего? Ответы на эти вопросы можно найти в книге.

«Природа, ты моя богиня!» — эти слова Эдмонда из пьесы Шекспира «Король Лир», пожалуй, точно характеризуют натуру Улановой. Как и Шолохов, Уланова призналась на исходе жизни, что тяжелее всего ей покидать не людей, а мир природы…

Как отметили читатели, Ольге Григорьевне удалось точно повторить, вернее, передать движения улановской души — книга написана так же умиротворенно, как умиротворенно и гармонично жила Уланова. Сама же Ковалик сказала, что ей было важно не впасть в крайности: с одной стороны, не перейти к пафосному обожествлению Улановой, с другой — не скатиться до сплетен. С этой задачей Ольга Григорьевна справилась вдохновенно.

Кстати, о вдохновении. Критикуя современных балерин за некоторую поверхностность, — она вырабатывается сумасшедшим ритмом, чрезмерным вниманием со стороны прессы, фотосессиями, — Ольга Ковалик вновь и вновь обращается к истории отечественного балета, который, как известно, был и — хочется верить — остается «впереди планеты всей». Следующая книга «ЖЗЛ», над которой Ольга Григорьевна сейчас работает, — это биография Матильды Кшесинской (1872−1971).