Ваша корзина пуста
серии
Теги

Всё, чтобы выстоять

В 2022 году нашему издательству, старейшему из ныне существующих издательств страны, исполняется 100 лет.

Николай Долгополов — заместитель главного редактора «Российской газеты», историк разведки, старинный автор и друг «Молодой гвардии»:

– Мне бы не хотелось погружаться в исторические экскурсы, нырять и выныривать из глубоководья старинных преданий. Попробую о сегодняшнем. Именно оно почему-то сильно тревожит и слега радует хотя бы адской непредсказуемостью.

На презентации книги «Гении внешней разведки» (серия «Дело №…», 2004 год). Юрий Дроздов, Геворк Вартанян, Борис Гудзь, генеральный директор АО «Молодая гвардия» Валентин Юркин, Николай Долгополов

Изменилось если не всё, то почти всё. Мы смотрим на человека, дожившего до столетия, как на некую диковинку, редкость из кунсткамеры, недостижимый феномен. А если феномен еще и в относительно бодром здравии, философски рассуждает, не впадая в сплошные воспоминания, задумывается о непостижимом завтра, радует новыми идеями и не забывает об апробированных, то хочется пасть ниц. Или задать любимый журналистский вопрос:  «А как Вам это удалось?».

Кто выдержал натиск не выдерживаемого, свалившегося на нас в начале 1990-х? Кто не отдал ни пяди родной земли, когда под напором рейдеров казалось, что не отдать было невозможно?  Кто твердо и аргументировано настаивает на своем, не обращая внимания на наскоки набравшей силу или, быть может, уже и мощь орды, вскормленной чужими?

Лауреат литературной премии Службы внешней разведки России. С Михаилом Фрадковым

Так отбросим высокий стиль и признаем с долей пока не у всех вытравленной честности: это наша книжная «Молодая гвардия». Она и борется, и работает, порой напоминая мне красноармейца-молодогвардейца, вопреки всему так и не оставившего свой важный пост. Если нападки будут уж слишком наглыми, молодогвардеец может схватиться и врукопашную. Ему есть, что защищать. Это заработанная смолоду честь издавать книги, в которых правда. Не перекрашиваться, не расшивать брюки в клеш или зауживать в дудочку согласно приказной моде, а гнуть и гнуть свое, не уступая честно завоеванного.

Как же сейчас трудно. Книжных магазинов всё меньше. Как и читателей. Так уж получилось (не время рассуждать почему), что вид одинокого пассажира, читающего книгу в вагоне даже московского метро, вызывает иронические взгляды. Слава Богу, еще не крутят у виска. Скорее жалеют. Человек отстал. Зачем думать, напрягать ум и глаза, сопереживать, если существует смартфон, выкладывающий лаконичные и легко усваиваемые банальности, заглатываемые без всяких усилий постепенно атрофирующегося, усыхающего мозга.

На книжном фестивале «Красная площадь»

Да и книги и вправду дороги. Мои читатели люди не богатые, зато интеллигентные, корят в этом и меня: «Николай Михайлович, не подберешься, не купишь… Раньше 350, а сейчас и под тысячу и за…». Что сказать им? Истина не опровергается. А я пытаюсь объяснить, что в этой совместной битве за выживание издательства, читателя и писателя «Молодая гвардия» делает всё, чтобы выстоять. И выживает, выпуская лучшую в России, СССР и снова в России серию «Жизнь замечательных людей», которая неназойливо просвещает, учит, обогащает. Проще и доходнее было бы пойти иным путем, как страна разок уже пошла, штампуя  миленькие женские детективы или книги на грани «можно» – «совсем нельзя». Но это не путь молодогвардейца. И потому он на другой грани: как выплатить сотруднику, автору, как вконец не разорить читателя. И до сих пор заходов за красные флажки я не замечал. Стои́м не насмерть, а просто на своем. И потому часто слышу для себя, без злорадства, о других книгах: «Это вам не “Молодая гвардия”». Или, если книжка удалась: «Прямо, как в “Молодой гвардии”». И этот знак качества 100-летняя «Молодая гвардия» не отдает.

 Долго ли бойцу гордо нести свое знамя? Не знаю – не знаю. Выступая перед школьниками, чуть подоперившимися студентами, порой прихожу в ужас. Бедные ребята не знают никого. Ладно бы какая-то там лучшая французская романистка современности Франсуаза Саган, имя которой в заголовке самой дорогой мне книги. Кто такие Симонов, Пришвин или Жуков с Рокоссовским и Коневым? Порой вызывает вопрос и некий Маяковский. Ах, да, но не «ский», а «ская» – станция метро. Мопассан? Это от монпансье? Я не шучу, пересказываю свою «Здравствуй, грусть». И не оглупляю, не преувеличиваю, а фиксирую и излагаю.

На презентации сборника «Легендарные разведчики» в «Российской газете»

Мы остаемся самой читающей в мире страной. По сравнению с другими странами, совсем не читающими.

И «Молодая гвардия» делает всё, чтобы поддержать этот расплывающийся в тумане лет имидж. Удастся ли? Честно? Не уверен. Но это не повод  признавать битву уже проигранной. Сопротивление не только не бесполезно, оно благотворно. Молодогвардейцы в первых рядах, отстаивающих на передовой нашу русскую культуру. Удач тебе, «Молодая гвардия», в этом тяжелом сражении!