Ваша корзина пуста
серии
Теги

Высоцкий не нуждается в поклонении

Интервью обозревателя отдела культуры интернет-издания «Правда. Ру» Игоря Буккера с Владимиром Новиковым, автором книги «Владимир Высоцкий» в серии «Жизнь замечательных людей». (Сокращённая версия)

Оригинал материала находится по адресу: http://www.pravda.ru/culture/literature/rusliterature/210643–0/

25 января — годовщина со дня рождения Владимира Высоцкого. Через каждые полгода — зимой и летом — мы снова и снова вспоминаем гениального русского поэта. Сегодня мы беседуем со знатоком его творчества Владимиром Новиковым, автором книги о Владимире Высоцком в серии «Жизнь замечательных людей».

— Владимир Иванович, насколько я знаю, вы не были лично знакомы с Высоцким, — видели его на сцене и в кино. Скажите, о ком легче писать, о человеке, которого хорошо знаешь или о совершенно незнакомой личности?

— Большое видится на расстоянии. Те люди, которые находились в близком контакте, часто не осознают масштаб личности в полной мере. Хотя они оставляют ценные факты, которые в последствии можно использовать для написания биографии. Что касается Высоцкого, то много ценной фактуры оставили его друзья и знакомые. Мемуарная литература о нем богата. Я принадлежу к исследователям Высоцкого, которые осмысливают факты. Биография и творчество — не разные вещи. Собственно говоря, сопоставление творческой и событийной канвы — задача особенная. Это жизнь, увиденная сквозь призму творчества поэта.

— Вы сознательно выбрали оригинальную форму повествования о Высоцком от первого лица, т. е. от его собственного имени?

— Это продиктовал сам материал. Дело в том, что внутренний мир Высоцкого, несмотря на его контактность, был закрыт от людей с которыми он общался. Он верил в дружбу, но, все-таки, со многими расставался. В общем, немного было людей, пользовавшихся его абсолютным доверием. Кроме того, он, как художник, больше интересовался другими, чем самим собой. Он больше слушал, чем говорил о себе. В этом его уникальность. Моей задачей было реконструкция его внутреннего мира. И не только с точки зрения житейской. Например, как ему завидуют его коллеги по театру.

Ведь было чему завидовать, да и вообще это свойственно актерам?

— Это было неизбежно. И Таганка еще не самый худший случай, поскольку в его время там работали актеры-интеллектуалы. Не все у них сводилось к интригам и конкуренции. Стремление Высоцкого отойти от одного вида искусства — театра и прийти к литературе. Он построил в своем творчестве грандиозную художественную конструкцию, которую еще предстоит осмыслять многим поколениям.

— Тут нет противоречия, с одной стороны — мало говорит о себе, а с другой, во многих его песни написаны от первого лица, даже от неодушевленного: я — истребитель, я — микрофон?

— Он постоянно сравнивал себя с другими. С преступниками, солдатами на войне, животными, историческими персонажами. Говоря его собственными словами, он влезал в чью угодно шкуру. Его задачей было понимание. Самовыражение и понимание другого человека у него счастливо слились. В этом он очень гармоничный художник.

— При написании биографии Высоцкого вы пользовались исключительно мемуарной литературой или встречались с тем, кто близко его знал?

— Доводилось встречаться с Вадимом Ивановичем Тумановым. Человека, которому Высоцкий исповедовался.

— С Мариной Влади встречались?

— Нет, поскольку это не входило в мою задачу. В ее наполовину мифологизированной и интересной книге, всего 50 процентов правды. Моя первая книга была о творчестве Высоцкого. Она частично вошла в книгу из серии ЖЗЛ. Поскольку мне пришлось быть лично знакомым с Высоцким, я компенсировал это знанием его творчества.

— Насколько на вас повлияло тот факт, что вы видели Высоцкого живьем?

— Сейчас большинство исследователей творчества Высоцкого — люди молодого поколения. Те, кто узнали творчество Высоцкого после его смерти. Я же ходил на его концерты и в театр на Таганке еще в середине 60-х годов. Я был современником Высоцкого, одним из тех, для кого он творил. Он из скромности говорил, что начал писать для узкого дружеского круга. От этого дружеского круга он очень быстро отошел и сделал таким дружеским кругом всю страну. Сейчас я готовлю уже 4-е издание книги о Высоцком из серии ЖЗЛ, которое будет пополнено и новыми фактами, и посмертным восприятием поэта. Там будет совершенно новая глава, в которой будет анализироваться итоги всего высоцковедения.