Ваша корзина пуста
серии
Теги

Юбилей Рахманинова встретили в Зале Чайковского

1 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося отечественного композитора, пианиста, дирижера Сергея Васильевича Рахманинова (1873—1943).

Фото: Александр Шапунов / Пресс-служба Российского национального молодежного симфонического оркестра П/У В. Гергиева

Музыка Рахманинова – как зеркало русской души. Композитор как никто другой ощущал пульс времени, отражая его в ритмах своих произведений. Юбилейный концерт в день 150-летия Сергея Васильевича, гениального композитора и величайшего виртуоза, состоялся в Зале Чайковского.

На главной сцене Московской филармонии – Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением художественного руководителя Мариинского театра, маэстро Валерия Гергиева и пианиста, лауреата первой премии I Международного конкурса имени Рахманинова (а также победителя Eurovision Young Musicians 2018) Ивана Бессонова.

Первоначально планировалось, что весь цикл фортепианных концертов Сергея Рахманинова 1 и 2 апреля исполнит Денис Мацуев, но в конце марта всемирно известного музыканта сразил ковид, поэтому его участие в концертах оказалось невозможным. Организаторам пришлось в срочном порядке обновлять программу и искать замену. На их просьбу охотно откликнулся блестящий молодой пианист Иван Бессонов.

Федор Иванович Шаляпин и Сергей Васильевич Рахманинов. Конец 1890-х гг. (Из книги С. Р. Федякина «Рахманинов»)

Российский национальный музей музыки подготовил специальную выставку фотографий Рахманинова, многие из которых представлены впервые здесь, на плакатах в фойе Концертного зала Чайковского.

Среди гостей на концерте – и министр культуры Ольга Любимова. Открывая вечер, Валерий Гергиев обратился к залу, в котором не было свободных мест:

«Сегодня большой праздник – 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова. Это огромная дата и праздник для всех музыкантов, как и для всей России. Я думаю, что весь нынешний год будет проходить под этим знаком. Мы сегодня выступаем с Российским национальным молодежным оркестром, который прекрасно знают и любят. Очень здорово, что именно этот коллектив участвует в день рождения Сергея Васильевича на этой прославленной сцене. Ведется международная трансляция концерта на весь мир. Я надеюсь, что это событие станет главным, но и далеко не единственным в череде мероприятий к юбилею Рахманинова.

Сергей Рахманинов. 1890-е гг. (Из книги С. Р. Федякина «Рахманинов»)

У нас впереди Московский Пасхальный фестиваль и петербургские “Звезды белых ночей”, где будет особенно широко представлена палитра сочинений Сергея Рахманинова – все его фортепианные концерты, симфонии, оперы, а также камерные сочинения. Не останется в тени юбилей Федора Ивановича Шаляпина, ближайшего друга и соратника Сергея Рахманинова. Множество событий в афише Мариинского театра будут пересекаться с этими важнейшими датами.

Миллионы людей во всем мире любят и боготворят музыку Сергея Васильевича. И программа юбилейного концерта включает в себя едва ли не самые знаменитые шедевры композитора, пускай и созданные с дистанцией в несколько десятилетий»…

Фортепианные концерты с симфониями Рахманинова сближают богатство и сложность фортепианной фактуры. Второй концерт для фортепиано с оркестром с его фресковой манерой письма принадлежит к числу едва ли не самых часто исполняемых произведений. Игра Ивана Бессонова отличалась тщательной отделкой деталей, философской глубиной и исключительным самообладанием. Его бережное и мягкое туше, цельность музыкальных фраз и безупречное чувство формы и стиля дополнялось чутким и выразительным аккомпанементом оркестра под управлением Валерия Гергиева.

Сергей Васильевич Рахманинов. 1937 г. (Из книги С. Р. Федякина «Рахманинов»)

Прозвучавшая на бис Хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха в транскрипции друга и коллеги Рахманинова – пианиста, дирижера и педагога Александра Зилоти – стала тихим откровением после бурных пассажей рахманиновского концерта. Эту пьесу часто любил исполнять в своих концертах Эмиль Гилельс. Бессонов буквально загипнотизировал публику своим интеллектуальным прочтением Баха, чьи транскрипции скрипичных и клавирных сочинений так любил делать Рахманинов.

Второе отделение программы продолжили «Симфонические танцы» – лебединая песнь композитора. Рахманинов посвятил свой последний опус Филадельфийскому симфоническому оркестру и его дирижеру Юджину Орманди – коллективу, с которым сам многократно и охотно сотрудничал. В этой партитуре Сергей Васильевич особенно остро отразил противостояние жизни и смерти, передавая скорбь и обреченность одинокого человека вдали от Родины. Композитор сам пережил это и особенно чувствовал свою разлуку с Отчизной. Лирико-эпические темы «Симфонических танцев» вступают в диалог с мрачными инфернальными образами. Валерий Гергиев явственно почувствовал эти демонические настроения, привнеся в свое исполнение немало экспрессивных оттенков и трагических интонаций.

Российский национальный молодежный оркестр поразил невероятной стихийной мощью звучания, виртуозной игрой и предельным погружением в материал сочинения. Каждое инструментальное соло артистов оркестра наполнялось естественным дыханием и благородством в сочетании с ликующим общим тутти коллектива…

Последнее выступление Рахманинова в Европе. Люцерн. 11 августа 1939 г. (Из книги С. Р. Федякина «Рахманинов»)

Московская филармония проводит монографический фестиваль «Рахманиновские дни», посвященный 150-летию композитора. С 7 марта по 26 апреля в афише заявлено 26 концертов разных форматов в шести залах, от масштабных симфонических, интерактивных и просветительских до камерных фортепианных и вокальных. Все заявленные монографические концерты из произведений Сергея Рахманинова с участием Дениса Мацуева перенесены на другие даты и обязательно состоятся

Кроме того, в афише «Рахманиновских дней» заявлено участие дирижеров Владимира Спивакова, Александра Лазарева, Юрия Симонова и Дмитрия Юровского, признанных интерпретаторов рахманиновского фортепианного наследия Николая Луганского и Бориса Березовского, а также виолончелистов Бориса Андрианова и Александра Рамма.

Виктор Александров, «Российская газета»

Напоминаем, что полная биография Рахманинова – книга о его жизни в музыке и о музыке в его жизни – вышла в серии «ЖЗЛ» – в авторстве Сергея Федякина.