«Хотелось бы чаще улыбаться»
Гендиректор «Большой книги» Георгий Урушадзе — о том, чего в избытке и чего не хватает национальной литературной премии.
Этот сезон нарушил главную традицию крупных отечественных премий — награждать романы. Две премии из трех получили биографии. Триумф издательства «Молодая гвардия» и ее серии ЖЗЛ. Первое место — у книги о Ленине. Это необычное исследование с большим отрывом привело ее автора на первое место. Совпало всё — талант и необычный подход, столетие революции и даже тема самой церемонии: литература революционных лет. Был на сцене и свой Ленин — скорее, комично-карикатурный, совсем непохожий на гениального героя Льва Данилкина.
Второе место получил Сергей Шаргунов с биографией Валентина Петровича Катаева. Для нас — повод перечитать произведения знаменитого одессита, для автора, как он сам заявил, — возможность построить на премиальные деньги детскую площадку в своем избирательном округе, селе Сростки на Алтае, на родине Шукшина.
Третье место — Шамиль Идиатуллин, «Город Брежнев». Дорогое лично мне произведение. Мы с автором ровесники, и, хотя росли в совершенно разных условиях (он — в Набережных Челнах, тогда — городе Брежневе, я — в «городе Ленина»), эта книга о нашем, пока никем не описанном поколении, что очень ценно.
Конечно, индикатор премии — не только лауреаты, но и короткий список. И в нашем «коротком» — 10 произведений на любой вкус. Критики да и читатели заметили, что исторических тем многовато. Да, это так — сюжеты «датируются» от времен Ивана Грозного до начала 1980-х, но, наверное, писателям так проще ответить на актуальные вопросы. Который год главным лауреатом премии становится книга о событиях прошлого — «Мой лейтенант» Даниила Гранина, «Обитель» Захара Прилепина, «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича... Но кто скажет, что эти произведения несовременны?
Вообще, премиальный расклад — каждый раз неожиданность. На мой взгляд, буквально все произведения этого года были достойны призовых мест. Но голосование «Большой книги» идет по двум спискам: читательское, «народное», и Литературной академии (жюри премии из ста человек — литературных критиков и писателей).
У каждого члена жюри — до десяти баллов на каждого соискателя. И посмотрите на протокол подсчета голосов (это открытая информация): на четвертом месте — Андрей Рубанов, «Патриот», отрыв в семь голосов, на пятом — Виктор Пелевин с «Лампой Мафусаила» с отрывом от Рубанова в три голоса, затем «Неизвестность» Алексея Слаповского с разницей всего в 13 голосов... Всё очень плотно, любой новый бюллетень мог изменить расклад.
Необычно в этом сезоне еще и то, что результаты народного голосования, обычно сильно отличавшиеся от выбора экспертов и приводившие к рассуждениям о разнице позиций и вкусов «элиты» и «простых людей», впервые за 12 лет существования премии практически совпали. С той только разницей, что читатели поставили Шаргунова на первое место, а Данилкина — на второе. Это значит, что интерес к истории не надуман.
Обращение в прошлое или в будущее — известная условность. Просто авторы ищут разные способы ответить на актуальные сегодня вопросы. Формат ответов у каждого свой — это и интересно.
Что же касается моих личных «фаворитов», особо отмечу необычное для нашей премии и для высокой русской литературы произведение — «Петровы в гриппе и вокруг него» екатеринбургского прозаика Алексея Сальникова. Там гротеск, фантасмагория, черный юмор. Этого в современной словесности мало. А хотелось бы чаще улыбаться. Судя по кулуарным обсуждениям после церемонии, у него было очень много «болельщиков».
12 декабря, в день церемонии, у нас был юбилей — ровно 12 лет со дня официальной регистрации Центра поддержки отечественной словесности, учредителя «Большой книги», премии «Лицей», конкурса «Книгуру». Что случилось за эти годы? Приход в современную литературу новых имен, которые можно назвать открытиями «Большой книги»: Евгений Водолазкин, Гузель Яхина, Марина Степнова.
Другой важный момент — огромное влияние премии на рост тиражей внутри страны (в 8–15 раз после получения «Большой книги») и на интерес зарубежных издателей: наши лауреаты переводятся на 20–30 языков мира. «Большая книга» возвращает читателя к качественной современной литературе. И наконец устанавливает равноправие жанров: биографии, художественно-документальные и просветительские произведения встали в один ряд с романами. Поэтому ничего удивительного в ежегодном разнообразии нет. И все книги — настоящие.
Георгий Урушадзе