Гаврилиным спасаясь…
Мария Залесская – о книге Ксении Супоницкой «Валерий Гаврилин».
Гаврилин за пианино. 1954 год
Если попробовать найти сравнение — только попробовать, лишь бережно прикоснуться — для характеристики творчества Валерия Александровича Гаврилина, то оно, пожалуй, сродни свету осеннего солнца — мягкого, нежного и прощального. Чистота невероятная, звонкая. Искренность исповедальная. Мелодичность песенная, заповедная… Или же сродни великой — горькой и правдивой — прозе Валентина Распутина, которого Гаврилин очень любил.
Видно, настолько богата земля наша талантами, что может позволить себе — скажем мягко — не уделять должного внимания таким гениям. Гаврилина не знают! Его музыка звучит крайне редко, преступно редко! Ах, до чего же хочется ошибаться, но что-то подсказывает: грядущий 80-летний юбилей композитора пройдёт незаметно. Что уж тут говорить, если практически незаметно прошёл 100-летний (!) юбилей Георгия Васильевича Свиридова, наипервейшим единомышленником и соратником которого являлся Гаврилин. Кстати, памятника ни тому, ни другому нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге — наших культурных столицах…
Но вот с чем Гаврилину по-настоящему повезло, так это с теми людьми, кто, несмотря на нарочитое «замалчивание», бережно хранит и исследует его творчество. И в первых рядах — автор замечательной книги, вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей», Ксения Супоницкая. Авторитетный музыковед, не «поверяющий алгеброй гармонию», но «чувствующий сердцем», как и её герой, Супоницкая вводит читателя в мир Гаврилина, рассказывает историю создания балетов «Анюта» и «Дом у дороги», вокального цикла «Русская тетрадь», хоровой симфонии-действа «Перезвоны»… Пусть наследие Гаврилина не многочисленно, зато именно к нему относятся слова Свиридова: «Органическое, сыновнее чувство Родины — драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь. Но это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное „штукарство“ на раритетах древнего искусства. Это — подлинно. Это написано кровью сердца».
Слушайте также: Ксения Супоницкая на ММКВЯ—2018…
Автор буквально по дням прослеживает жизненный путь Валерия Александровича, от рождения, первых лет в городе Кадников Вологодской области и детства, проведённого в детдоме, до переезда в Ленинград, где тоже всё складывалось далеко не безоблачно. Документальная достоверность биографии, скрупулёзно собранные материалы, порой даже чересчур подробные описания быта композитора невольно заставляют подумать, что Ксения Супоницкая сама была свидетельницей буквально всех событий этой неяркой на первый взгляд жизни, но оставившей глубочайший след в сердцах тех, кто ещё не окончательно испорчен пошлостью — результатом поклонения «золотому тельцу»; кто всё ещё умеет чувствовать и любить.
Гаврилин с горечью писал: «Мода диктует рынку. Рынок имеет тенденцию смести все. Мы живём в очень трудное время. Выжить может только то, что приносит доход». И ещё: «Слово о России особенно необходимо сейчас, в эти трудные времена, когда дети больной матери-родины бегут от неё в поисках лучших берегов, предоставляя ей выпутываться самой».
А что тут ещё добавить?.. Сегодня кажется, что в борьбе с эпигонами новейших модных «постмодернистских вывертов» от музыки Гаврилин проиграл. Но так ли это на самом деле? Хочется верить, что нет! И помогает в этом замечательная книга о замечательном человеке!
Кстати, просто нельзя не сказать ещё об одном, очень характерном обстоятельстве. Ксения Супоницкая, автор биографии Валерия Гаврилина, не жалея сил и времени, самоотверженно борется за увековечение его памяти, организовав по собственной инициативе сбор подписей за установку памятника композитору.
Предлагаю присоединиться!
Мария Залесская, «Литературная газета»