Идейные иностранцы
Николай Долгополов — об общении с Моррисом Коэном и о том, какой была его супруга Лона.

Смотреть на YouTube
Известный историк разведки Николай Долгополов представил на 38-й Московской международной книжной ярмарке в 57-м павильоне ВДНХ свою новую книгу, вышедшую в серии «ЖЗЛ», — «Моррис и Леонтина Коэны: Единственная в отечественной истории пара разведчиков-нелегалов — Героев России».
Это — поразительная история о том, как два американца связали свою судьбу в служении Советскому Союзу и России.
Моррис Коэн (1910—1995) родился в Нью-Йорке в еврейской семье. Его родители были выходцами из Российской империи: отец был родом из Киевской губернии, мать — из Вильно.
Родители Леонтины (Лоны) Петке (1913—1992) также были иммигрантами — приехали в США из Польши.
В 1937 году Моррис Коэн в качестве добровольца принял участие в гражданской войне в Испании. Был там ранен и… попал в поле зрения советской разведки, которая предложила молодому пассионарному человеку сотрудничество. Моррис его принял, желая внести свой вклад в борьбу с нацистской угрозой.
На антифашистском митинге в Нью-Йорке он познакомился с Лоной. В грозовом 1941-м они поженились — жизненные взгляды своего избранника Лона всецело разделяла.
В 1942-м американец Коэн был мобилизован, сражался с гитлеровцами в Европе. В 1945-м вернулся в США и, хотя нацистская Германия была повержена, без колебаний принял решение продолжить работу на СССР.
В 1949—1950 годах Моррис и Леонтина Коэны были связными легендарного Рудольфа Абеля (Вильяма Генриховича Фишера) — героя одной из книг Долгополова. Из-за опасений провала супруги были направлены в СССР. А в 1954-м Коэны отправились по заданию в Великобританию — с паспортами новозеландцев Питера и Хелен Крогеров. Моррис стал радистом Конона Молодого (книгу о нем для «ЖЗЛ» написал Владимир Антонов).
В начале 1960-х в результате предательства начальника отдела оперативной техники польской разведки Михала Голеневского, завербованного ЦРУ, Молодый был арестован. Вслед за ним раскрыли и Коэнов — Морриса приговорили к 25, а Лону — к 20 годам тюремного заключения.
Читайте также: Герои из Бронкса на Большой Бронной
В 1969 году Коэнов удалось обменять. Они обосновались в Москве, получили советское гражданство. Все последующие годы Моррис посвятил подготовке специалистов разведывательного ведомства СССР и России.
…Незадолго до кончины Морриса в 1995 году Николай Долгополов имел счастье беседовать с ним. При этом Долгополов сожалеет, что не застал Лону, ушедшую из жизни в 1992-м. После кончины Морриса и ему, и Лоне было посмертно присвоено звание Героев Российской Федерации. Вся их жизнь — пример беззаветной верности идеалам и Отечеству, духовное родство с которым они ощутили.
Добавим, что ранее очерк о Коэнах выходил у Долгополова в его книге «Легендарные разведчики-1».