Пытаясь завоевать Тамару Синявскую, Муслим Магомаев каждый день звонил ей в Италию
Отрывки из книги Веры Беловой «Муслим Магомаев: Мелодии судьбы» — на страницах «Комсомольской правды».
Фотография: Виталий Созинов / ТАСС
В книге собраны интересные факты о многогранной личности Муслима Магомедовича. С разрешения редакции мы публикуем отрывки из нее.
В детстве Муслим жил с бабушкой Байдигюль в Баку. Отец его погиб на войне, а мама работала в театре, в Вышнем Волочке. Бабушка считала, что в большом, красивом и теплом Баку мальчику будет лучше. У него рано проявились музыкальные способности, а в столице Азербайджанской ССР отличная музыкальная школа, куда невозможно было попасть по блату, только благодаря таланту.
Однажды мать… выкрала мальчика у бабушки, и какое-то время он жил с ней в Вышнем Волочке. И всё-таки Баку был любимым городом Магомаева. Вскоре он вернулся туда. Музыка занимала главное место в жизни юного Муслима. Но, помимо этого, он читал запоем, особенно любил фантастику. А после прочтения пытался конструировать фантастические приборы.
***
И «ЛУЖНИКИ» «НА БИС»!
Тем летом в Москве гастролировал Азербайджанский театр оперы и балета имени Ахундова, который привёз в столицу пять оперных спектаклей: «Кёроглы», «Севиль», «Аида»,
«Трубадур» и «Князь Игорь». Поклонники Муслима Магомаева мечтали в близком будущем увидеть своего любимца на оперной сцене. Но пока спектакли шли без его участия, и интерес к гастролям бакинской оперы был, мягко говоря, невелик. Финансовая ситуация приближалась к катастрофической. Её могло спасти только участие в гастролях Муслима.
В опере он пока не пел, оставался вариант концертного выступления. Известие о том, что в планы гастролей Театра оперы и балета имени Ахундова входят сольные концерты Муслима Магомаева в Зеркальном театре сада «Эрмитаж», облетело столицу раньше, чем появились афиши. А когда афиши появились, билеты в кассах исчезли мгновенно.
«Кормилец наш», — шутили азербайджанские артисты, наконец получившие зарплату. Закалённые в театральных баталиях зрители уповали на лишний билет.
Программа сольного концерта, проходившего 20 июля, состояла из классических произведений. Это были ария Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник», куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» Гуно, монолог Яго из «Отелло» Верди, эпиталама из оперы Рубинштейна «Нерон», ариозо Онегина из оперы Чайковского «Евгений Онегин», каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова, романс Рахманинова «Я опять одинок», «Элегия» Массне.
Зал театра смог вместить лишь малую часть зрителей. И тогда было принято невероятно смелое решение — повторить концерт во Дворце спорта «Лужники»!
— Такой лаконичной афиши в Москве не видели давно:
«Дворец спорта — концерт Муслима Магомаева». Надо быть очень большой знаменитостью, чтоб так спокойно и коротко сообщили о твоём намерении предстать перед залом на 17 тысяч зрителей. Американский балет на льду, выступавший в этом же зале, рекламировал себя куда более громко, но билеты всё-таки были. На два концерта Муслима Магомаева билеты распроданы полностью, и их ещё не хватало, — рассказывал журналист Виктор Снигирев.
Необходимо заметить, что заполнить зрителями трибуны громадного Дворца спорта, чтобы слушать музыкальную классику, — случай воистину уникальный.
Рецензия на июльские московские концерты вышла под заголовком «Москвичи покорены». Так оно и было. Взыскательная, избалованная многочисленными гастролёрами столичная публика удивительно чутко умела.
КЛАССИКА И «ХАЛИ-ГАЛИ» ПОД ЗАПРЕТОМ
В начале осени 1965 года с очередным визитом в СССР прибыл первый секретарь компартии ГДР Вальтер Ульбрихт. Посетил он и Баку, где в его честь готовили приём и гала-концерт.
Муслим находился в то время в Москве, откуда его вызвали участвовать в концерте. По замыслу режиссёра, именно он, молодой, но самый известный артист являлся гвоздём программы. Сначала пел классические произведения на авансцене перед занавесом в сопровождении симфонического оркестра. Зал с восхищением принял каватину Фигаро, куплеты Мефистофеля, поддерживал овацией, криками «браво», просьбами продолжать. Ещё сильнее разгорячилась публика от приготовленного сюрприза. Раздвинулся занавес, и на сцене в свете прожекторов предстал ансамбль «Гая». С места в карьер «выстрелили» взрывным шлягером «Хали-гали». В зале начались притопы-прихлопы, публика пустилась чуть ли не в пляс. А Муслим с ансамблем продолжили программу эстрадных хитов. Зрители были в восторге. Гэдээровский гость что-то говорил первому секретарю республиканского ЦК Ахундову, должно быть, делился впечатлением, мол, Муслим не только классику поёт, но и эстраду может не хуже.
Однако на следующий день вызвали в ЦК вместе с министром культуры, где секретарь по идеологии в довольно резкой форме отчитал за эстрадный репертуар. Выяснилось, что тот «сюрприз» вызвал возмущение наипервейшего гэдээровца. «Как может певец с таким голосом петь такую...» — шипел гость, употребив сочное выражение.
— Ничего хорошего, если ты такие песенки поёшь хорошо! Нет и ещё раз нет! Мы запрещаем! — кипел партийный босс.
Его смешанные программы не нравились и Фурцевой. Возможно, это было не столько её, сколько чужое мнение, но неудовольствие его репертуаром министр культуры СССР высказывала не раз.
«Почти всё время нахожусь в гастрольных поездках, — рассказал Муслим корреспонденту одной из газет. — Планы? Переезжаю в Москву, где буду работать в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Буду петь в опере. А это значит, что придётся работать и работать. И конечно, буду выступать в эстрадных концертах, потому что очень люблю петь на эстраде».
ШЕСТЬСОТ РУБЛЕЙ? ШАЛЯПИН НЕ ПОЛУЧАЛ СТОЛЬКО!
Открытие театрального сезона совпало в поездкой в Монреаль, где Муслим Магомаев вновь представлял искусство своей республики — теперь на Всемирной выставке «Экспо-67». Несмотря на то что выставка работала уже шестой месяц, поток посетителей не иссякал. Канадцы и американцы с удовольствием приходили также и на выступления советских артистов. Особенно горячо принимали «Вдоль по Питерской» в исполнении Муслима. Зрители подхлопывали и даже пританцовывали, вскакивая с мест.
Радость возвращения домой была омрачена для нашего героя вызовом в Министерство культуры СССР. Подобные «мероприятия» происходили после каждой его зарубежной поездки. Благодарности за достойное представление страны ждать от чиновников не проходилось. Содержанием «бесед» была чаще всего критика за вольность — отступление от утвержденного репертуара. На этот раз всё было серьёзнее.
Вопрос касался августовских концертов в Ростовена-Дону, где за выступления на стадионе «Россельмаш» ему заплатили тройную ставку. «Беседа» проходила в кабинете Кухарского — заместителя министра. Фурцева дипломатично уклонилась, хотя навряд ли зам действовал без ведома, а тем более вразрез с волей хозяйки. В кабинете находился также руководитель Управления музыкальных учреждений, который ранее возмущался исполнением Муслимом оперных партий на языке оригинала.
Дуэт управленцев вступил с ходу на высоких нотах, захлёбываясь от гнева и возмущения. Спокойным выглядел лишь проскользнувший в кабинет в разгар «беседы» администратор Госконцерта, тот, кто организовал концерты в Ростове-на-Дону, убедив Муслима, что с «бумагами» полный порядок, все разрешения на выплату тройной ставки получены.
— Не понимаю, в чём наша вина? — удивлялся он. — Мы же всё по закону, по договорам…
— Какие законы! Какие договора!!! — взревели хором руководители культуры. — Шестьсот рублей за выступление! Шаляпин у царя не получал столько. Да, вы… вы — банда!
Читайте также: «Муслим Магомаев был светлой, мудрой и разносторонней личностью». Интервью с Верой Беловой
Администратор достал «бумаги», в которых действительно значилось разрешение на концертную ставку в размере 200 рублей и на тройное увеличение её за выступление на стадионе. Это взбесило чиновников ещё сильнее. И стало понятно: не за законы радеют они, ярость вызывал размер гонорара. Объявили, что Муслиму на год запрещено выступать в концертах, что петь он может теперь лишь в Театре оперы и балета имени Ахундова в Баку. Ясно стало, что решение принято заранее, и объяснения не имеют значения.
О том, что выступление на стадионе явилось, по сути, работой в опасных условиях, за которую даже по экономным советским расценкам труда предусматривался повышенный тариф, что безопасность выступления не была обеспечена, риск для жизни и здоровья был реальным, никто даже не вспомнил. Материалы о концертах на стадионе министерство передало в правоохранительные органы, о чём также сообщил чиновник. Предстояли вызовы в ОБХСС, объяснения, допросы. Процессуально всё это называется доследственная проверка, а фактически — длительная нервотрёпка с неизвестной перспективой…
В новогоднюю ночь начала 1968 года зрители не увидели в «Голубом огоньке» любимого Муслима. Впервые с того времени, как он стал известным, передача прошла без него. Искусство Азербайджана представлял ныне Полад Бюль-Бюль оглы.
ТАМАРА
На одном из концертов в филармонии Муслима подозвал Роберт Рождественский — познакомить с миловидной молодой женщиной.
Тамара Синявская и Муслим Магомаев в гостях у моряков Балтийского флота на борту крейсера «Октябрьская революция». Фото: Николай Акимов / Фотохроника ТАСС
— Муслим, — назвал себя певец.
Женщина улыбнулась:
— И вы ещё представляетесь? Вас ведь знает весь Союз.
Её звали Тамара Синявская. Муслим вспомнил, что видел выступление этой певицы по телевизору. Но сейчас он Тамару не узнал, был уверен, что никогда не видел её прежде. Тамара рассказала, что в Баку она впервые. Как только вышла из самолёта, сразу ощутила тепло и гостеприимство.
Она ещё не успела увидеть город, но сразу почувствовала особенную атмосферу Баку. Была удивлена, узнав, что филармония носит имя Муслима Магомаева. Приятно, что молодого певца так почитают на его родине.
Это казалось шуткой — филармония названа не в его честь, а именем деда, которого знают не только в Азербайджане. В Москве юбилеи Узеира Гаджибекова и Муслима Магомаева-старшего отмечали в Концертном зале имени Чайковского. Вечер показывали по телевидению, о нём писали в газетах. В каждом сольном концерте Муслим поёт арию из оперы деда «Шах Исмаил».
Однако Тамара говорила серьёзно: оказалось, она действительно не знала, что филармония носит имя основоположника азербайджанской музыки. Удивление сменилось вскоре ощущением уюта и симпатии, исчезала натянутость, которая бывает на такого рода мероприятиях с их дежурными полупоклонами, полуулыбками. Знакомство оставило приятное впечатление.
Между тем знакомство продолжалось. Муслим стал бывать в доме Тамары и её супруга Сергея — солиста балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Положение «друга семьи» было двусмысленным и неприятным. Вновь, словно по мановению чьей-то всемогущественной волшебной руки, нашёлся выход: Тамаре предложили поехать на стажировку в миланский «Ла Скала». От таких предложений певцы отказаться не могут.
К тому же ситуация, сложившаяся в отношениях, была непростой. Тамара надеялась, что её долгое — на полгода — отсутствие как-то само по себе всё разрешит.
По прибытии в Милан Тамаре сразу же позвонил муж, заботясь, как долетела и устроилась. Следом раздался ещё один междугородний звонок… Собеседник заговорил по-итальянски.
Шутка Муслима была великолепна, однако поняв, что Тамара пока недостаточно владеет языком страны пребывания, он перешёл на русский. На другой день Муслим позвонил снова. Потом разговоры по телефону стали ежевечерним ритуалом, что удачно совпало с переменами, произошедшими в жизни.
Тем временем в «Ла Скала» заканчивался театральный сезон, а вместе с тем и стажировка советских певцов. Тамаре Синявской предстояло возвращаться в Москву. Счастливый телефонный роман обещал продолжение личных встреч в Москве. В новых отношениях не было печали драматических расставаний. Весна зародившего чувства дарила надежду на солнечное лето.
ТРУБАДУР, АТАМАНША И СЫЩИК...
1973 году Муслим неожиданно принял предложение участвовать в записи музыки Геннадия Гладкова к мультфильму «По следам Бременских музыкантов», озвучил партии Трубадура, Сыщика и даже Атаманши. Чиновники от культуры посчитали это легкомысленным поступком, но то была изумительная работа. В ней проявились тонкая музыкальность и драматический талант, она пережила тех деятелей, кого возмутил «легкомысленный» эксперимент, радует и восхищает новые поколения.
Подготовила Оксана Фомина