Ваша корзина пуста
серии
Теги

Расширение границ

2022 году «Молодой гвардии», старейшему из ныне существующих издательств страны, исполняется 100 лет.

На Московской международной книжной выставке-ярмарке

Вячеслав Козляков — историк, специалист по русскому XVII веку, Смутному времени; профессор Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина:

— На первом месте в «ЖЗЛ» стоит слово «жизнь»… Обращение к прошлому, рассказ об исторических обстоятельствах, вкладе разных людей в политику, культуру и историю литературы всё равно связаны с размышлениями о настоящем. Уже в выборе имени нового, очередного героя серии есть посыл к современнику. Как часто говорил Андрей Витальевич Петров, обсуждая будущих героев серии «ЖЗЛ»: «мне важно, потянется ли рука читателя взять с книжной полки такую книгу или нет». Но, помимо предвидения этого интереса к герою, надо еще и сделать достойное издательское предложение. И здесь у издательства «Молодая гвардия» практически нет конкурентов…

На праздновании 90-летия «Молодой гвардии» в «Российской газете». С Александром Архангельским

В начале нового века произошел «взрывной» интерес к биографическим книгам. Многое обеспечило бережное отношение к традиции «ЖЗЛ»: не менялось название издательства, сохранялось оформление книг, даже при всех экспериментах с одновременным выходом «жзл»-ок в разных обложках и появлении «малой серии». Но, пожалуй, главные издательские перемены оказались связаны с изменением отношения к понятию «замечательный человек». Произошел прорыв в подходах к биографической книге, от истории «богов» и «титанов» стало привычно обращаться к истории человека, даже в его «повседневной жизни». Это расширило границы серии, и дало читателям возможность выбора. Когда политические деятели и революционеры, выдающие писатели и художники, давно представленные в серии «ЖЗЛ», снова оказались в кругу своих современников, это сделало более глубоким и понимание их самих.

Сегодня читатель остается «широким» по своим интересам, но избранным и взыскательным, требующим от историков, литературоведов, искусствоведов, музыковедов авторитетного, поддержанного научной традицией знания. Лучше всего удается та биографическая книга, которая не закрывает, а открывает знакомство с людьми этой серии. Язык повествования и все разделы книги должны оставаться интересными как для профессионала, так и для любого «интересующегося» темой или героем читателя. А это уже творческая задача, результат общей работы авторов, редакторов и издателей.