В поисках человечности
Произведения лауреатов литературной премии «Большая книга» за прошлый год уже оценило экспертное сообщество, за них проголосовали читатели на просторах интернета, на них написано много рецензий. Мнение сформировано. Теперь по итогам премиального сезона высказались студенты Института журналистики и литературного творчества.
ГЕНЕРАТОР МЕМОВ
Не вызывает удивления, что в столетний юбилей Великой Октябрьской революции именно книга Льва Данилкина «Ленин: Пантократор солнечных пылинок» удостоилась главного приза премии «Большая книга».
В современном мире, где писатель, казалось бы, уже лишён роскоши выверять идею по десять лет и должен на-гора выдавать по бестселлеру ежегодно, чтобы не забыли его имя, Данилкин тратит пять лет жизни на изучение многотомных собраний однообразных сочинений, пыльных архивов и старается побывать в каждом месте, где когда-то «чекинился» перекати-поле Ленин.
Сложно написать что-то принципиально новое о человеке, перечисление биографов которого можно растянуть на страницы, не говоря о мемуарах, и книг о котором насчитываются сотни. Поэтому, пожалуй, дело в подаче.
Хронологическая нелинейность биографии Ленина чаще привязана к каким-либо населённым пунктам, про которые Данилкин охотно рассказывает, как там обстоят дела сейчас, что напоминает масштабный путеводитель по ленинским местам, не иначе для того, чтобы каждый смог подобрать подходящий туристический маршрут, если интерес к Ленину не ограничится книгой.
В «Пантократоре…» Ленин предстаёт в разных ипостасях, но только не в образе «дедушки Ленина», «вождя мирового пролетариата», а особенно «кровавого палача», чаще – обычным человеком, который вынужден переломить сознание народа и выстроить новое государство. И нам известно, как получилось.
Язык произведения, изобилующий англицизмами, сленгом и вольными анахронизмами в отношении событий вековой давности, может вызвать вопросы и недоумение, ибо где остался Ленин, а где «генерируют мемы», «слетает pokerface» и как в классическую литературу смог просочиться Пелевин? Стараясь отойти от сухого слога, писатель, кажется, хватил лишку с современными аналогиями. Но и этому находится объяснение: у каждого времени свой язык. Неизвестно, конечно, насколько актуальной будет благодаря этому книга хотя бы лет через пять. Данилкин настолько пытается заразить читателя своим интересом к феномену Ленина, что даёт только знакомые слова, приводит только известные аналогии, чтобы уж точно все всё поняли. Получился научпоп для миллениалов.
Однако при всей словоохотливости в восемьсот страниц и многословном описании дыр на подмётках и костюмах Ленина писатель тактично избегает подсчётов во сколько жизней обошёлся России слом сознания и переход на новый уровень развития. Заканчивается книга скорбью соратников и хохотом самого Ленина.
Дарья Титова
ВОЛШЕБНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ
Всегда скептически отношусь к биографическим произведениям. Слишком идеализированной, а порой и неправдоподобной кажется жизнь другого человека, подвергнутая тщательному исследованию и пропущенная через личность исследователя. Но в случае с книгой «Катаев. Погоня за вечной весной» Сергея Шаргунова всё оказалось иначе. Во-первых, не может не вызвать интереса книга талантливого современного автора о любопытнейшем и во многом недооценённом Большом Писателе прошлого. Во-вторых, это масштабное живое полотно никак не назовёшь просто биографией. Эта книга напоминает не то лоскутное одеяло, не то калейдоскоп людей, событий, стремительно сменяющих друг друга эпох.
Завораживающий ритм повествования переносит обескураженного читателя в самое начало жизни Вали Катаева и ведёт через невероятное количество исторических событий, легендарных фамилий и простых человеческих переживаний. В первую очередь для меня эта книга – рассказ о Человеке. О человеке, который, несмотря на страшные порой обстоятельства, хотел и любил жить, как и все мы. О том, что не было чёрного и белого, и довольно глупо судить сейчас о многих эпизодах из прошлого нашей страны.
«Мне важно не нагружать героя книги и читателя готовыми концепциями. У меня нет заранее известного ответа: кто такой Катаев? – пока я пишу эту книгу. Не знаю, появится ли окончательный ответ». Эта цитата говорит о самом важном, и лично у меня сразу вызвала доверие к произведению. Катаев предстаёт сильным, талантливым и жизнелюбивым человеком, за которого волей-неволей начинаешь переживать, привязываешься к нему, волнуешься и недоумеваешь, страдаешь и гордишься вместе с ним.
Нельзя оставить без внимания и огромную исследовательскую работу, проведённую Шаргуновым. Огромное количество писем, заметок, интервью позволяет посмотреть на описываемые события с разных сторон, сделать свои выводы и узнать множество неизвестных ранее фактов. «Катаев. Погоня за вечной весной» – глубокое, разностороннее исследование целой эпохи. Читая, волшебным образом погружаешься в мир, где можно легко встретить Бунина, Булгакова, Есенина, Горького и многих-многих других.
Эту действительно Большую Книгу (которая, кстати, совсем недавно получила одноимённую премию) можно смело рекомендовать не только тем, кто интересуется творчеством и жизнью Валентина Катаева, но и тем, кто просто увлекается русской литературой и такой неоднозначной историей нашей страны. Впрочем, каждый любитель чтения найдёт в ней что-то своё, потому что написана она крайне увлекательно и даёт много поводов для ещё более глубоких и интересных исследований.
Евгения Миронова
БУЙСТВО КРАСОК
Новый роман Сергея Шаргунова – это первая подробная биография выдающегося писателя Валентина Петровича Катаева (1897–1986). Роман «Катаев: Погоня за вечной весной» лишён идеологической предвзятости, и по словам самого Шаргунова, «книжка внеидеологична, открыта, честна». И это важно. Сергею Шаргунову блестяще удалось воссоздать образ Катаева, его жизнь и литературное творчество. Жизнь Катаева показана на фоне важных исторических событий XX века: Первой мировой войны, Гражданской войны, строительства социализма в СССР, Великой Отечественной войны и послевоенного периода.
Автор опирался на воспоминания, архивные документы, мемуары. В его романе Валентин Катаев воссоздан реальным человеком: сложным и противоречивым. Шаргунов подробно реконструирует биографию своего героя. Катаев происходил из священнического рода. Катаев пошёл на Первую мировую вольноопределяющимся, то есть рядовым, с правом получения офицерского чина после сдачи экзамена. Воевал под Сморгонью артиллеристом. Был отравлен газами, и до конца жизни в результате этого у него дрожал голос. По собственному признанию, фронт сделал его атеистом… Комментируя катаевские слова, Шаргунов подчёркивает, что «ни жене, ни детям про белогвардейство Катаев так ничего не сказал за всю жизнь».
Говоря о литературном творчестве Катаева, Шаргунов подчёркивает, что уже в ранних вещах (довоенного и военного периода) катаевская проза и поэзия – это буйство красок!
Пишет он об участии Катаева во Второй мировой войне, о первом приезде на фронт в качестве военного корреспондента, тогда Валентин Петрович узнал, что такое танковая атака.
Впрочем, храбрость Валентин Петрович проявлял не только на фронте. Писатель не боялся спорить и с Иосифом Сталиным. Катаев был награждён Сталинской премией второй степени за повесть «Сын полка». Тогда же он боролся за освобождение поэтов Валентина Стенича и Николая Заболоцкого.
Вместе с тем, важно иметь в виду, что Шаргунов в своём романе не скрывает нелицеприятных поступков своего героя, но одновременно стремится понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Также в книге впервые приводятся письма из личного архива Людмилы Коваленко как самого Катаева, так и адресованные Валентину Петровичу.
На презентации книги Сергей Шаргунов выразил надежду, что его книга напомнит людям среднего и старшего поколений о Катаеве, а молодым откроет замечательного писателя. Ведь «история Катаева – это история человека, который умел находиться вне стаи».
Читателю непременно захочется вернуться к творчеству прекрасного писателя Валентина Катаева и прочитать его книги «Время, вперёд!», «Белеет парус одинокий», «Трава забвенья», «Алмазный мой венец».
Алексей Песочин