Вербовщик Божьей милостью
В истории советской внешней разведки особое место принадлежит Арнольду Дейчу, трагически погибшему в расцвете сил в 1942 году.
В Москве состоялась презентация книги с уникальными документами, фотографиями и воспоминаниями, рассказывающими об Арнольде Дейче — легендарном советском разведчике, кураторе знаменитой «Кембриджской пятерки». Этот уроженец Вены, посвятивший жизнь самоотверженному служению Стране Советов, сумел мастерски опутать разведывательной сетью Британию. В годы Великой Отечественной войны эта агентура успешно добывала ценнейшую информацию, приблизившую нашу Победу.
— Нет ли у тебя желания выпустить книгу об австрийском гражданине Викторе Гюртлере, эквадорском Максимилиане Вассермане, советском Стефане Ланге, словом, о выдающемся разведчике Арнольде Дейче? — спросил у писателя Александра Бондаренко один из его знакомых.
— А что о нем можно написать?
— Знаешь, мы открыли некоторые материалы про него и можем тебе передать…
Так, на основании недавно рассекреченных сведений из Архива СВР России свет увидела книга о яркой и трагической судьбе советского разведчика, об одаренных людях, привлечённых им к разведывательной работе, о событиях, происходивших в 1930-е годы в Европе и Советском Союзе.
Вербовка — это особое искусство, требующее тонкого мастерства и балансирующее на грани провала. Не каждому разведчику дано обладать таким талантом. В числе легендарных отечественных разведчиков, чьи имена были раскрыты лишь спустя десятилетия, не все занимались ей. К примеру, тот же легендарный Рудольф Абель сторонился этого ремесла. Ведь вербовщик – это человек, который взаимодействует с теми, кто стоит по ту сторону баррикад и предан другому идеалу, иной системе.
Когда Европа переживала глубокий кризис, многие мыслящие люди начали сомневаться в преимуществах капитализма. Сквозь призму политической нестабильности, деградации моральных ценностей они всматривались в СССР, ища альтернативу. Именно в это время и появилась такая удивительная и значимая фигура, как Арнольд Дейч.
— Человек эпохи Возрождения, — подчеркивает Александр Бондаренко. — Поражаешься не только масштабу его контактов, но и величию личности, а также глубоким знаниям в разных областях.
Действительно, разведчик был поистине энциклопедически образованным, широко мыслящим человеком, подтверждение тому — его автобиографические данные об учёбе: «С 1923 по 1928 г. я изучал в Венском университете физику, химию и философию, где и получил в 1928 году, по окончании, доктора философских наук».
Такая многогранность была необходима Дейчу в работе, ведь разведчик должен быть по-настоящему интересен своей агентуре.
Дейч работал в Европе в условиях нарастания угрозы фашизма для всей человеческой цивилизации. Его задачей был поиск и подбор людей кристально честных и чистых, беззаветных фанатиков своего дела, которые были готовы взять на себя обязательство помогать СССР. Поэтому, как отмечает автор книги о Дейче Александр Бондаренко, предъявляемые требования к будущим разведчикам были весьма специфическими: политические взгляды, идущие вразрез с происхождением, готовность предать свой класс и свою страну, врождённый талант лицедея, поскольку им пришлось бы обманывать не только коллег, но и семью, и друзей.
— Однако, несмотря на всё это, молодые британские интеллектуалы в 1930-х годах активно шли на сотрудничество с советской разведкой, поскольку видели, что СССР был единственной силой, способной противостоять фашизму, идеи которого тогда проникли и в Букингемский дворец, — указал на презентации книги ветеран СВР России Сергей Яковлев.
Сергей Сергеевич пояснил, что, на его взгляд профессионала, двигало молодыми британскими интеллектуалами, которые абсолютно бескорыстно помогали Советскому Союзу: «Они видели, как британская монархия заигрывает с фашизмом. Как современная Британия заигрывает с украинским фашизмом, так и монархия того времени некоторые идеи германского нацизма считала своими, и руки вскидывала в фашистском приветствии – это всё было…»
Немало молодых британских интеллектуалов были готовы помогать СССР в благородном деле — борьбе с фашизмом
И немало молодых британских интеллектуалов были готовы помогать СССР в благородном деле — борьбе с фашизмом. Кстати, в период разведывательной работы в Англии Дейч завербовал более десятка ценных агентов, большинство из них так и не раскрыты британской контрразведкой.
Дейч находился на нелегальной работе сравнительно недолго — с 1932 по 1937 год. Был помощником резидента, замом резидента советской внешней разведки… Тем не менее, как подеркивает Александр Бондаренко, результат проделанной им работы просто поражает — воистину можно утверждать, что он был «вербовщиком Божьей милостью».
— Он имел поразительную способность разбираться в людях, подбирать нужных кандидатов, привлекать их к сотрудничеству, но умалчивается о том, скольким же агентам, завербованным Дейчем, помимо «Кембриджской пятёрки», он дал путёвку для работы на внешнюю разведку СССР, — пишет Александр Бондаренко в своей новой книге.
К сожалению, Дейч погиб в 38 лет. Он направлялся для выполнения очередного разведывательного задания, но в ноябре 1942 года танкер, на котором находился разведчик, был потоплен в Норвежском море…
Известно, что учитель продолжает жить в своих учениках, так что своими воспитанниками, ставшими кавалерами советских орденов, Арнольд Дейч гордился бы по праву. Но вот сам он, увы, так и не был удостоен ни одной награды — ни государственной, ни ведомственной. Что ж, такова порой судьба разведчика. Не случайно девиз нелегальной разведки звучит так: «Без права на славу, во славу державы»…
По словам редактора книги «Арнольд Дейч: Вербовщик Божьей милостью» историка Константина Залесского, нынешняя книга — дань памяти великому человеку, который внес колоссальный вклад в развитие отечественной разведки.
— В сборнике приведены уникальнейшие документы, личные доклады Дейча, которые были опубликованы без сокращений. Читая их, понимаешь принципы работы разведки, — подчеркивает Константин Александрович. — И биография Дейча — кусочек той мозаики, который помогает полнее выстраивать картину работы советской разведки по Великобритании, попробовать представить, сколько людей было в этом задействовано. Безусловно, всех мы не назовем. Но мы всех должны поблагодарить.
Виктория Кучина, «Красная звезда»