Все, Будда, нормально
Российская общественность и сотни тысяч буддистов страны получили прекрасный дар - жизнеописание основоположника великого и древнейшего религиозного учения, первой мировой религии человечества. Буддизм, как способ мыслительного творчества, сострадательного поведения и религиозно-философского вероучения, чрезвычайно востребован в XXI веке. Эта востребованность свойственна не только ученым, художественной среде, преподавателям, но и десяткам тысяч граждан России, принявших буддизм за последние 30 лет. Что уж говорить о наших калмыках, бурятах, тувинцах, которые исповедуют ее свыше четырех столетий.
Огромная удача читателей, что автор, Александр Николаевич Сенкевич, - не просто маститый индолог, знаток индийской словесности, известный литературовед, но и писатель, и настоящий поэт. Многие пассажи книги свидетельствуют и о нравственно-философской позиции автора, взыскательно анализирующего мировоззренческие и моральные устои общества времен деятельности Шакьямуни Будды, а также побудительные мотивы его поисков смысла жизни и цели - освобождения от общечеловеческих страданий.
Чувствуется, да и видится, книга произросла на почве многолетних дум индолога, его путешествий по стране изучения, знакомства с ее колоссальным наследием в камне, слове, образе-символе, представления ее седой старины: "Раздумья возникают сами собой, и не обязательно мучительные. Возможно ли ценой незначительных самоограничений и подношений божеству, думал я, преодолеть тяготы жизни и превратности судьбы? Я перемещался в эпоху ведийской цивилизации, в эпоху Вед, в древнюю историю человечества..." (с. 7).
Слушайте также:
Повторю - читателю-неофиту весьма повезло знакомиться с "чудом, которым была" древняя Индии благодаря столь живописному перу ученого писателя и поэта. Часть первая "Предыстория" посвящена разбору сложнейших проблем научной буддологии - хронологии исторической личности Будды. Здесь до сих пор в науке царят хаос и неразбериха как самих источников, так и их истолкователей. Сенкевич, рассмотрев десятки вариантов датировки, избрал правильный подход и опору на новейшие комплексные исследования, проходившие в 80-90-х гг. ХХ в. на семинаре (в Германии), посвященном датировке буддийской истории, под руководством Хайнца Бехерта. Там рассматривались не только письменные источники, но и исторические сведения, археологические памятники и прочее, что позволило руководителю сделать вывод: Будда ушел в нирвану незадолго до походов Александра Македонского на Индию, т.е. примерно он жил в 423-343 гг. до н.э.
Сенкевич критически относится к мнениям буддологов
В первой части монографии происходит своеобразное введение читателя в различные науки по изучению древней Индии. Это 1 - состав и характер ведийской литературы, 2 - понятийная структура, 3 - система социальных отношений, 4 - главные боги и мудрецы древней Индии, 5 - палийский свод текстов раннего буддизма, 6 - общий взгляд на буддизм и сравнение его с европейским протестантизмом, 7 - первые археологические находки буддийских памятников европейцами, вкупе с зарисовками из жизни этих искателей, 8 - отшельничество и причины появления "радикальных религиозных движений" (с. 193), 9 - подвижничество шраманов (нищенствующих аскетов). "Кто только не находился среди этих людей, принявших диковинный образ жизни! Они появляются из тьмы тысячелетий, как живые, уже в образе наших современников... Молодые и старые... Среди них - заплывшие жиром обжоры и аскеты, доводящие себя до крайней степени истощения... Маги и колдуны, поклонники фаллических культов. Они не соблюдали общепринятых правил..." (с. 205).
Читайте также:
Во второй части книги автор исследует географию, социальное устройство племени шакьев и рода Гаутамы Будды, а также рассматривает многочисленные мифы и легенды, связанные с его родителями. "Потому-то я веду повествование на грани между сказкой и былью. Ведь самой природой всем нам определено постоянно пребывать между радостью и печалью, между счастьем и горем, между правдой и ложью, между друзьями и врагами, между жизнью и смертью" (с. 235). Здесь же живописуются первые этапы его жизни: рождение, юность, женитьба, рождение сына Рахулы, окончательное принятие решения уйти в отшельничество и обучение у некоторых мастеров йоги.
Сенкевич весьма критически относится к мнениям буддологов. Так, обсуждая мнение Е.А. Торчинова, что "материала для подлинной биографической реконструкции у современной науки явно недостаточно", автор возражает: "Получается, что попытка исследовать жизнь исторического Гаутамы Будды - бессмысленная авантюра. Считать так - значит позволить зачеркнуть буддийским преданием личность когда-то живого и сверхгениального человека... Решение дилеммы "было - не было" я вижу в выборе срединного пути. В этой книге ... я исхожу из принципа соединения противоположных подходов, каким бы это ни казалось парадоксом: и было, и не было" (с. 265-266).
Фактически речь идет о ситуативном избрании метода Будды, провозглашенного им в самой Первой проповеди и названном им - Срединный путь (мадхьяма-пратипад). " Свободу убивают эгоизмом - одна из глубочайших мыслей Гаутамы Будды... Люди претерпевают всевозможные насилия и мерзости, лишь бы зацепиться за жизнь, полную уродства и безобразия. К подобной жизни у Сиддхартхи Гаутамы было совершенно естественное отвращение" (с. 268).
Читайте также:
Открытие Индии. Большое интервью с Александром Сенкевичем
Третья часть книги посвящена поискам Шакьямуни своего уникального Пути. Это были долгие годы аскетических практик, приведших к победе над всемирным злом (Марой), устранению всех страстей и привязанностей, и главное - достижению наивысшего Просветления (ануттара-самъяк самбодхи). Данное состояние равноценно обретению нирваны при жизни, всеведения и многих других свойств, способствовавших ряду откровений, таких как череда прошлых жизней, формулирование Учения (Дхармы) и т.д. "Будда в современном мире предстает учителем и наставником не только буддистов, но и большого количества людей, принадлежащих по рождению или по вере к другим религиозным конфессиям. Эти далекие от буддийской "литургии" люди находят в личности и учении Будды нечто такое, что созвучно их размышлениям по поводу повсеместного уничтожения человеком себе подобных и живой природы" (с. 364).