«Гастроли Вагнера породили взрыв общественного мнения»
Почему «Кольцо нибелунга» нужно слушать целиком?
В Москве состоялся масштабный фестиваль, посвященный Рихарду Вагнеру — одной из самых противоречивых фигур в истории музыки. Музыковед и историк Мария Залесская рассказала публике, почему искусство Вагнера никого не оставляет равнодушным.
Кульминацией фестиваля, который начался еще в феврале, стало беспрецедентное событие — показ на Исторической сцене Большого театра всех четырех опер легендарной тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». Цикл в постановке Мариинского театра привез в Москву дирижер Валерий Гергиев, генеральный директор Большого и Мариинского театров. В Петербург отправились опера Россини «Путешествие в Реймс» и балет «Мастер и Маргарита» на музыку Шнитке и Лазара.
Появившееся на московской оперной сцене «Кольцо» — не только часть масштабных обменных гастролей в рамках сотрудничества Большого и Мариинского театров, но и настоящая культурная буря после более чем двадцатилетнего затишья. Впервые московская публика увидела оперный цикл в 2003 году, сразу перед закрытием исторического здания ГАБТа на реконструкцию. 2025 год стал временем второго путешествия тетралогии Вагнера из Петербурга в Москву.
Настоящий марафон для любителей музыки, «Кольцо нибелунга» прошло в двух сериях показов, устроив проверку на прочность как зрителям, так и исполнителям. Оперы «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов» можно было посмотреть с 5 по 9 и с 13 по 16 марта.
Гармонируя с вагнеровской идеей синтеза искусств, фестиваль не ограничился рамками музыки: его посетителей ожидали сюрпризы в виде выставки и цикла лекций. Экспозиция «Оперы Рихарда Вагнера на сцене Большого» открылась в Хоровом зале исторического здания и наряду с другими экспонатами содержала эскизы Коровина, Головина и Федоровского. А в Бетховенском зале прошли лекции Марии Залесской — автора биографии Вагнера в серии «ЖЗЛ», главного редактора издательства «Молодая гвардия».
Три лекции Залесской («Вагнер. Лейтмотив любви», «Вагнер в России» и «“Кольцо нибелунга” и его символизм»), которыми предварялось вагнеровское музыкальное полотно, подготовили слушателей к его восприятию. Соответствие каждой из заявленных тем своему дню напомнило структуру тетралогии Вагнера, которую слушателям предстояло оценить на следующий день после лекций. По окончании лекций слушатели задавали интересующие их вопросы в надежде выиграть книгу Марии Залесской за лучший вопрос.
Смотрите также: Рихард Вагнер — история мировой оперы до и после
Со стороны Большого театра привлечение ее в качестве лектора оказалось лучшим решением. Автор знаменитой книги о Вагнере, удостоенной звания лучшей иностранной биографии композитора (Германия, 2013), с доброжелательной улыбкой рассказывала понятным языком о сложностях вагнеровского искусства. Творческий подход Залесской оказался сразу же оценен зрителями: тонкий юмор, интересные цитаты и узнаваемый стиль повествования смогли до конца удержать публику. Как только завершалась одна лекция о Вагнере, заинтересованные слушатели нетерпеливо ждали возможности вернуться в теплую, дружественную атмосферу беседы на следующий день. Наиболее внимательные каждый день приходили с новыми вопросами, побуждая лектора к продолжению интересной дискуссии.
На первой лекции было подчеркнуто значение личности Вагнера, затронуто понятие синтетического искусства будущего и рассмотрены его античные истоки, а также определены два главных врага высокого искусства: мода и коммерция.
Также слушатели смогли проследить, как тема жертвенной, всепрощающей любви прослеживается во всех драмах Вагнера. Перед посетителями лекции предстал и Вагнер-критик, словно сочетающий разные личности. Вагнер-дирижер, в свою очередь, требовал от певцов полного актерского переживания музыкального материала словом, работы по системе Станиславского.
Разговор касался русских гастролей Вагнера, его знакомства с ключевыми музыкальными фигурами современности, признания Русским филармоническим обществом и жизни на улице Большая Лубянка.
Третья беседа стала кульминационной в лекторском цикле. Говорилось о создании Вагнером собственного мифа на основе сюжетов прошлого, о Рагнареке и о проклятии Золотого тельца, об искупительной жертве, хэппи-энде в операх и о том, как «Гибель богов» могла стать «Судьбой богов». Бонусом стала забавная история замены меча Нотунга на автомат Калашникова в одной из постановок.
Слушайте также: Музыкальный миф Третьего рейха
Спустя годы Вагнер усилиями Валерия Гергиева «вернулся» в Россию, которую когда-то так полюбил. Мечта композитора о постановке всех частей тетралогии сбылась, а новые технологии в декорациях и костюмах позволили добиться вневременного характера действия и целиком погрузили в него зрителей.
- Искусство Вагнера не оставляет равнодушным: его либо принимают безоговорочно и влюбляются в него, либо отвергают и столь же рьяно ненавидят.
- Доживи Вагнер до наших дней, самым жутким словом для него стало бы «шоу-бизнес».
- Вагнер — это явление, которое рядом с собой конкурентов не терпит.
- Гастроли Вагнера породили взрыв общественного мнения в России.
- Любая постановка отдельных частей для Вагнера ощущалась как вырывание из контекста. Поставить целиком «Кольцо» — это подвиг для всех, кто к этому причастен. Настоящим воскресителем Вагнера в России является Валерий Абисалович Гергиев. Без его «Кольца» 2003 года говорить о настоящем возрождении Вагнера бы не приходилось.
Цитаты из лекций Марии Залесской
София Фокина, «Российская газета»