Ваша корзина пуста
серии
Теги

Мифы о Холодной: Деконструкция

Афиша фильма «Лунная красавица»

Книга Евгении Климовой «Вера Холодная. Осколки мифов» представляет собой крайне редкую разновидность биографии. Любой биограф сталкивается с некими мифами, сгустившимися вокруг его героя, но далеко не каждый биограф имеет дело с целой толпой мифов, героя полностью подменивших. Вера Холодная — именно этот случай: как выясняется из труда Е. Климовой, не соответствует реальности практически ничего из того, что нам известно о великой актрисе. Поэтому исследовательница выбрала единственно возможный путь — тщательную и кропотливую деконструкцию этих мифов, бережное высвобождение своей героини из-под завалов «лирики» и откровенной лжи, в сущности — воссоздание жизни реального человека, полностью заслоненного своим публичным образом и позднейшими фантазиями мемуаристов и писателей.

 Структура книги проста: сначала Е. Климова знакомит нас с неким мифом, затем убедительно, с многочисленными ссылками на источники деконструирует его и в итоге — небольшой «остаток», чистый факт, уже не искаженный позднейшими напластованиями. За каждой такой главой — колоссальный подготовительный труд: можно только представить, сколько времени ушло на одни только генеалогические изыскания. Кстати, книгу о Вере Холодной вполне можно использовать в качестве учебного пособия по генеалогии, настолько увлекательно и одновременно — строго поданы автором результаты поисков.

И вместе с тем Евгения Климова сосредоточена отнюдь не только на личности своей главной героини. Не менее увлекательны главы о мире русской богемы 1910-х, раннего русского кино как такового, звездах танго и кабаре, раннем Вертинском. И, конечно, легендарная смерть Веры Холодной в Одессе, до сих пор остававшаяся предметом бесчисленных домыслов и слухов. «До сих пор» — потому что труд Е. Климовой ставит убедительную точку в этом вопросе. Работала ли Вера Холодная на белую (или красную) разведку, была ли она отравлена белыми (или красными), какова была посмертная судьба суперзвезды — об этом и многом другом биография повествует с опорой на источники, четко, подробно, местами даже чуть суховато. Но эта «сухость» на фоне «литературщины», всегда сопровождавшей тему В. Холодной, выглядит прямо-таки освежающе новаторской.

При этом Евгения Климова совсем не замыкает все достижения киноведения, связанные с фигурой ее героини, на себе. Пожалуй, не припомню другой книги в серии «ЖЗЛ», которая начиналась бы с теплой, полной уважения и благодарности главы, посвященной предшественникам автора — исследователям, делавшим всё, чтобы имя Веры Холодной не забылось. Имена этих литераторов и киноведов-любителей сейчас мало кому что скажут, но цели своей они достигли. Правда, как выясняется, эти исследователи в основном создавали миф, который уже в XXI веке пришлось разоблачать Евгении Климовой…

Читайте также: «И вдруг тени заговорили!» Дмитрий Урушев — о «Вере Холодной» Евгении Климовой

Закрываешь книгу с чувством огромной признательности к обеим — и к великой актрисе, имя которой наконец-то «вздохнуло свободно», и к ее биографу, которая проделала поистине титаническую работу по возвращению нам настоящей, подлинной Веры Холодной. «Вера Холодная. Осколки мифов» — безусловное событие не только в киноведческой, но и в биографической литературе как таковой.

Вячеслав Бондаренко