Ваша корзина пуста
серии
Теги

«Счастливая пора студенчества». — Геннадий Аксенов. — Святослав Рыбас

3 мая — годовщина кончины Валентина Федоровича Юркина, возглавлявшего «Молодую гвардию» в 1985—2022 годах.

В преддверии этой даты предлагаем вашему вниманию фрагменты незаконченной автобиографии В. Ф. Юркина (подготовил Сергей Коростелев) и воспоминания его друзей и соратников. (Части первая и вторая.)

СЧАСТЛИВАЯ ПОРА СТУДЕНЧЕСТВА

Из автобиографии В. Ф. Юркина

После ядовитой рудничной пыли, густой желтоватой пленкой покрывавшей лицо, после темного шахтенного подземелья, таящего в себе множество опасностей, жизненный тоннель нашего героя наполнился солнечным светом и стремительно ворвавшимся в него вольным ветром студенчества. Возникло особое чувство счастливого предвкушения чего-то нового, неведомого, того, что смутно желалось, когда в родном Донском проносились мимо железнодорожные составы. Он смотрел на ускользающую вдали вереницу вагонов и видел в ней движение к другой, более успешной жизни.

Этот новый этап ожидал его в Липецке — красивейшем городе черноземной России. Старинные здания, многочисленные фонтаны, обилие цветов, курсирующие трамваи — во всем этом сквозила ухоженность и привлекательность городского уклада жизни, столь отличного от деревенского бытования. В 60-е годы Липецк был крупным промышленным центром страны, сосредоточившим в себе не только механический и цементные заводы, но и знаменитый на всю страну Новолипецкий металлургический комбинат — как теперь бы сказали, градообразующее предприятие.

Это сегодня улица Ленина стала Дворянской (ныне снова улица Ленина. — С. К.), канул в Лету кинотеатр «Заря», куда удобно было сбегать на дневные сеансы, а старое здание института заменили новым университетским. Почти полностью поменялся облик старого города, оставив по себе лишь след воспоминаний. Как навсегда исчез Липецк 1960-х, так навсегда растворились в вечности и улыбающиеся лица студентов тех лет <…>. «Иных уже нет, а те далече».

Но мы с вами, словно отмотав пленку времени, оказались в сентябре 1960 года, который запомнился Валентину своей особенной полыхающей, точно костер, листвой. Такое яркое впечатление он привез из Лебедяни, куда студентов направляли на сбор яблочного урожая. Была в советские годы такая распространенная практика занятости студентов. При всех сопутствующих трудностях эпизоды эти вспоминались потом с щемящим чувством ностальгии. Романтика!

Конечно, сентябрь 60-го запомнился не только сбором урожая. Было многое: незнакомые лица, обновившийся круг общения, полностью отличавшийся от предыдущего, бросавшееся в глаза обилие женского пола, первые увлеченности и первые романы. Наш герой с удивлением отмечал всю разношерстную массу студентов. Среди них были городские, отличавшиеся более привлекательной и аккуратной одеждой, но у подавляющего большинства она была простая, непритязательная. Многие приходили на лекции в фуфайках и кирзовых сапогах.

Нашему герою нравилось ощущать себя студентом историко-филологического факультета. Многое было непривычно, например, обозначение группы историков, в которую его распространили, — И-1-1.

Начались лекции, практикумы, семинары и, конечно, походы в библиотеку. Чтение книг станет для Юркина одной из важных примет студенческого времени. Наверное, уже тогда, еще неосознанно, он на практике постигал мысль Герцена, впоследствии ставшую для него ключевой: «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания. Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века…» (Герцен А. И. Собр. соч. в 30 тт. Т. XXVI. М., 1962. С. 276.).

Как и прежде, книга оставалась ему верным другом, помогавшим преодолевать рутину бытия. Позже наш герой признавался, что «читал до мелькания в глазах, упиваясь чьей-то жизнью, бушевавшими страстями. От переживаний сжималось сердце, холодели пальцы. Это было волнующее, настоящее, манящее». Такова была сила его погружения в книги и развитая способность к эмпатии.

В институте неизбежно появился новый круг знакомых: интеллектуал Гена Аксенов, поэтический талант Ваня Завражин, элегантный и деликатный Толя Негробов, олицетворение ликующей юности Света Карпиловская, похожий на Есенина Валерка Шмаров… Но главное, возникла Мария Адамовна Шлыкова, которую спустя годы Валентин назовет не иначе как «явлением» всей своей жизни. Лишь ее без всякого на то преувеличения он сможет сравнить с матерью. По сути, она и была его матерью, только духовной.

Невысокого роста, с седыми волосами, она запомнилась еще и извечной своей папиросой и хриплым прокуренным голосом. С этим особым голосом, запавшим в память, у Валентина ассоциировался курс языкознания, который она преподавала. Он помнит, как ее глаза внимательно всматривались в каждого студента группы, будто бы пытливо определяя его будущее.

Как это присуще первокурсникам, они старались произвести на Марию Адамовну впечатление своей прилежностью и старательностью. Но были и исключения. Например, Ваня Завражин. Городской житель, воспитанник интеллигентной семьи, он обладал определенной раскованностью. Был поэтически одарен, интеллектуально развит, в чем-то даже казался прогрессистом. Печатался в «Ленинце». Был в курсе последних новинок, мог часами говорить о поэзии, и даже японской. Окуджава, Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина — их сборники всегда были при нем в студенческом портфеле. Безусловно, он выделялся на общем фоне, слыл оригиналом.

По всему было видно, что он знал себе цену, и оттого был раскрепощен. Вот эта раскрепощенность наряду с дерзостью юности позволяла ему вести себя смело даже с такими авторитетными личностями, как Мария Адамовна.

Владимир Десятерик, Валентин Юркин, Василий Песков

Был такой случай. На лекции об Энгельсе она заметила, что Ваня, в отличие от остальных, не конспектирует.

— Почему? — резонно спросила она.

— Мария Адамовна! А нечего конспектировать! Рыхло писал Энгельс, — ответил тот под добродушный гогот одногруппников, опешивших и от такой неожиданной дерзости, и от забавности ситуации. Мария Адамовна тоже не удержалась и хрипло рассмеялась.

<…>

Тяга Валентина к общению с Марией Адамовной не пропала и по окончании курса языкознания. Напротив, он ощущал острую в этом общении потребность. Как он позже отметит для себя, небольшой провинциальный институт выгодно отличался от московских гигантов тем, что преподаватели были к студентам гораздо ближе. Поэтому их беседы с Марией Адамовной органично перенеслись в квартиру любимой преподавательницы.

В Марии Адамовне его притягивала не только впечатляющая широта мировоззрения, глубокое знание материала, но и чувство внутренней свободы, которое в те времена было большой редкостью. В ее жизни был такой эпизод: работая в Кишиневе, она готовила кандидатскую диссертацию по молдавскому языку. И так случилось, что невольно затронула чьи-то интересы. Начались гонения, опала. Она бросила всё и уехала.

«Шла ли речь о протопопе Аввакуме, князе Андрее Курбском, о декабристах, о народовольцах, Софье Перовской — только на таком высоком идейном уровне могла идти беседа, — это представало перед нами так, как будто бы сама Мария Адамовна была частью их миров, их жизни. Говоря и размышляя об исторических героях, она, конечно, примеряла их судьбы к себе», — с восторгом вспоминает о своей преподавательнице наш герой.

<…>

Помимо прочих многочисленных достоинств, Мария Адамовна обладала еще одним важным качеством: могла вовремя сказать доброе слово, способное воодушевить, ободрить и придать внутренних сил. Это было очень ценно. Ведь родителям Валентина в силу сложности их жизни и судьбы было не до этого.

Он хорошо запомнил комнатку, в которой жила Мария Адамовна и в которой велись их многочасовые беседы. Вдоль стен стояли простые книжные шкафы, напротив — раздвижной диван, стол и пара стульев. Рядом — письменный стол, на котором его особое внимание всегда привлекала белая фарфоровая статуэтка, изображавшая юного Пушкина с гусиным пером.

<…>

…теперь Валентину понятно, откуда у него такой непреходящий интерес к Шолохову и Льву Толстому. Это Мария Адамовна «заразила». Поясняла, отчего так медленно и как будто бы неспешно разворачивается сюжетная линия «Судьбы человека». При всей своей любви к Достоевскому она всё же отдавала предпочтение Льву Толстому. Сравнивала стиль «Войны и мира» с прекрасной дорогой. «Хорошую дорогу вы же не замечаете, верно?» — тонко подмечала Мария Адамовна. И акцентировала внимание на том, как Толстой ловко показывает театральные впечатления глазами юной Наташи, тем самым полностью перевоплощаясь в свою героиню. А как она могла увлечь, рассказывая о последних днях Толстого! Из маленькой преподавательской комнатки все мигом перемещались в темную и холодную октябрьскую ночь Ясной Поляны, освещенную одиноким фонарем писателя, тайно покидающего усадьбу…

Любила «Русский лес» Леонида Леонова. Речь писателя о юбилее Толстого ее потрясла, и это потрясение она сумела передать своим студентам. Именно она привила нашему герою любовь к творчеству Бориса Григорьева, подробно показывая ему альбом «Русь уходящая». Спустя много лет он вспомнит ее рассказы и ее особый голос, обходя ретроспективную выставку художника в Русском музее. Изломанные, хмурые, с тяжелым, как будто нависшим и укоризненным взглядом образы, казавшиеся в студенчестве искусственно созданными, надуманными, позже потрясут его точностью переданной человеческой сути и изображением надлома людских судеб.

В полумраке комнаты Марии Адамовны разворачивались порой целые интеллектуальные баталии, споры, дискуссии о сущностном, философском. Маленькое ее пространство расширялось, превращаясь в необъятный мир литературы, истории, кино. Обсуждался пласт тем, который вряд ли можно было затронуть во время ограниченного учебного времени, шел обмен последними новостями. Но по большей части все собирались послушать саму Марию Адамовну. Она говорила о том, над чем сама не раз размышляла и по поводу чего искренне хотела услышать их мнение. Верность своих догадок и ощущений она словно бы проверяла на них, своих студентах.

<…>

Однажды в паузе разговора и повисшего вдруг молчания Мария Адамовна взяла с письменного стола фарфоровую фигурку Пушкина и, обращаясь к Валентину, неожиданно произнесла: «Возьмите на память!». Наверное, не раз замечала прикованный к статуэтке его зачарованный взгляд.

Теперь эта дорогая сердцу реликвия стоит на столе в рабочем кабинете нашего героя, напоминая о тех давних беседах, ценность которых со временем только возросла, о неумолимой быстротечности жизни, о непреходящей значимости книг, литературы, верность которым словно предрекли тогда Мария Адамовна и Пушкин с пером в руке.

<…>

Чудом уцелел дневник одной из сокурсниц Валентина, который представляет нам его образ «со стороны», просто и правдиво. Дневник этот — своего рода летопись жизни студенческой группы, различные перипетии, курьезные и серьезные. В частности, разбирается там непростой случай с другом Валеркой Шмаровым.

Валерка — простой парень, приехавший на учебу из деревни Стегаловка. О таких обычно говорят: звезд с неба не хватал. Однажды в сочинении сделал 40 ошибок. Зато внешность… Чем-то смахивал на Есенина, и потому нравился девушкам.

За неуспеваемость и многочисленные пропуски занятий Шмарову грозило исключение из института. Как было принято в советские времена, организовывались комсомольские собрания, где «виновного» обсуждали и осуждали вдоль и поперек. А Шмаров, не понимая всей серьезности ситуации, лишь шутил, обращаясь к товарищам: «Ругайте меня без меня».

Но Юркин по-настоящему переживал за друга, осознавая, чем может обернуться его опасное легкомыслие. Валеру нужно было срочно спасать. В дневнике сокурсницы сохранилась такая запись-констатация: «Его товарищ, Юркин В., был особенно взволнован и опечален случившемся. На собрании он взял слово и много говорил о Шмарове. Юркин высказался за то, чтобы группа взяла Шмарова на поруки и установила над ним строжайший контроль. Ему жаль, что коллектив оставляет товарища в беде. Юркин В. говорит, что если Шмарова исключат из института, то тот угодит в пропасть. Кроме того, Юркин ратует за то, чтобы группа, перевоспитывая Шмарова, сама “росла”, чтобы каждый член группы чувствовал какую-то моральную ответственность за судьбу товарища».

Главное, что это были не просто слова. Валентин сопровождал опального друга повсюду, помогая ему в подготовке к занятиям, четко контролировал его успеваемость, вдохновлял собственным примером. Результаты ошеломили одногруппников. В дневнике появились такие записи: «Все очень рады за Шмарова»; «…оказывается, он совсем не безнадежный, умеет прекрасно отвечать»; «Сегодня у группы большая радость — Шмаров сдал зачет по выразительному чтению». А тот стоял перед группой с чувством глубокого удовлетворения, радуясь тому, что он совсем не такой, как о нем думали. Внешне же выглядел всё таким же беззаботным и легкомысленным, но в душе знал, кому именно обязан своим спасением.

Валентин Федорович снова собрал друзей… Анатолий Негробов, Юрий Бородин, Владимир Чаплыгин, Василий Терентьев, Виктор Прибытков, Лилия Негробова

С именем Шмарова связан один забавный эпизод, который стал самым вспоминаемым в кругу его друзей. За время студенчества он прочитал лишь одну книгу — «Князя Серебряного» Алексея Толстого. И в моменты товарищеских дискуссий любил козырнуть этим своим «достижением», ловко, как ему казалось, входя в роль книжного знатока. Он резко прерывал казавшиеся ему бесконечными споры друзей о книгах Хемингуэя, Ремарка, Ильфа и Петрова, Бабеля своим коронным вопросом: «А ты читал “Князь Серебряный”?» Друзья не могли удержаться от смеха.

Надо сказать, что в студенческом дневнике постоянно упоминается фамилия Юркина, что свидетельствует о его постоянной активности и заметной роли среди сокурсников. Без его участия не принимается ни одно принципиальное решение. Не отсюда ли берут корни задатки руководителя и умение ориентироваться в большом коллективе, что сыграет важную роль во время его руководства «Молодой гвардией»?

Случались и курьезы, куда же без них? Валентин мог удивить, быть неожиданным. Его постоянное стремление к анализу, желание дойти до сути проблем формировали в нем собственное уникальное мнение, требуя свободы высказывания и самовыражения. Так, на одном из занятий, когда преподавательница попросила рассказать о причинах возникновения городов, Юркин произнес: «Разрешите мне высказать свою мысль по этому поводу, если, конечно, вы не заткнете мне рот». От такой неслыханной смелости группа пребывала в шоке.

…Вспоминается знаменательный не только нашей страны, но и для всего мира день — 12 апреля 1961 года. Случилось нечто феноменальное и доселе невозможное — советский человек полетел в космос. До сих пор его память отчетливо хранит позывные «Широка страна моя родная», следующий за ними торжественный голос Левитана и гагаринское «Поехали!». На улицах Липецка незнакомые друг другу люди обнимались, плакали. Город стал частью масштабного ликования, всеобщего праздника.

В этот солнечный весенний день Валентина переполняла радость, которую хотелось немедленно разделить с друзьями. Он чувствовал сопричастность этому великому событию, был несказанно горд произошедшим. Ведь открывались совершенно иные миры. По сути, это была первая общая послевоенная радость.

Полет Гагарина был настолько непостижимым, что всех волновало обилие вопросов: как чувствует себя человек в космосе? что это такое — быть в невесомости? сколько времени можно провести на орбите? Некоторые не верили в то, что можно улететь в космос и вернуться на Землю. Валентин бросился искать материалы о космосе — настолько хотелось разобраться в этой теме и отыскать хотя бы часть ответов.

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Валентин Юркин среди студентов в архиве Липецкого краеведческого музея (с журналом «Каторга и ссылка» начала 1930-х годов). Справа — Геннадий Аксенов. Фото было опубликовано в местной молодежной газете

Когда знаешь такого человека, как Валентин Юркин, больше шестидесяти лет, понимаешь, отчего сегодня людей ценят уже не по знаменитому IQ — коэффициенту интеллекта, а по EQ — эмоциональному интеллекту. Это особого рода дар: мгновенное понимание людей, неподдельное внимание к идеалам и интересам каждого, умение распознать в человеке личность. Именно такие уникальные способности были главным богатством натуры Валентина Федоровича. Умение расположить к себе, способность объединить, вдохновить и углубиться в существо дела позволили ему стать большим организатором.

Он сам себя сделал, невзирая на нулевые стартовые условия. И всё это время — и в школе, и в институте — его вела страсть к чтению. Его всегда видели с книгой. Он образовывал себя, всегда идя на шаг впереди своего времени, особенно в годы молодости, когда нас всех охватило стремление к более осмысленной жизни, чем во времена наших родителей.

Только теперь понимаешь, что таким людям и встречи даются не случайные. Особую роль в его становлении сыграла яркая личность, преподаватель языкознания Мария Адамовна Шлыкова (1904—1983). Благодаря ее лекциям уже в первом семестре мы поняли, что такое подлинно академическая наука. Зато у нее дома говорили обо всем — о книгах, о людях и талантах прошлого и настоящего, о звонких событиях. Мы потом часто вспоминали эту удивительно горячую, неравнодушную и возвышенную женщину, обладавшую абсолютным нравственным чутьем. Она стала для Валентина духовной матерью навсегда.

Уверен, что немалую роль в жизни Валентина сыграл Анатолий Семенович Романов. Летчик дальней авиации, участник полярных экспедиций, после аварии — студент философского факультета МГУ. Дружба с ним началась тоже еще в Липецке, где он преподавал в Институте стали. А в годы, проведенные Валентином в дружественной ГДР, он читал лекции в Обнинске и основал детскую Общероссийскую Малую Академию наук. Романов включен в энциклопедию «Философы России XIX—XX столетий».

Стоят (слева направо): Анатолий Негробов, Геннадий Аксенов, Валентин Юркин

Такие люди, а это только двое из множества, побуждали Валентина осознавать себя. Смысл биографии через все ее извивы выясняется по большим числам лет: его путь лежал к книге как базе и вестнице культуры, как носительнице вечного творящего начала, которое должно образовывать и государство, и страну. Книгоиздание стало для Валентина Федоровича его призванием, миссией.

В новых условиях, в пору громадной перестройки конца советского периода, он спас и фактически пересоздал издательство «Молодая гвардия» на новых акционерных началах. Отстоял большое хозяйство в бурях «лихих 90-х». Одновременно он возродил основу и главный исторический бренд «Молодой гвардии» — серию «ЖЗЛ» (написанная Г. П. Аксеновым биография В. И. Вернадского стала тысячным томом «ЖЗЛ» (2001). — С. К.). Вместе с главным редактором Андреем Петровым Валентин Федорович окормлял новую, шедшую нарасхват серию «Повседневная жизнь», а также литературное новшество — книги о ныне живущих замечательных людях.

Выставка книг «Молодой гвардии» в Госдуме РФ, организованная в связи с выходом тысячного тома серии «ЖЗЛ» — им стала книга Геннадия Аксенова «Вернадский». Слева направо: Николай Рыжков, Валентин Юркин, Артур Чилингаров, председатель Госдумы Геннадий Селезнев, Геннадий Аксенов

Последние три года Валентина Федоровича можно назвать поистине подвижническими. Заболев опасной болезнью, он смело взирал на свой предел. Он установил себе спортивную дисциплину и расписание, чтоб не только продолжать вести без сбоев издательский корабль, но и работать над собственными трудами. Предисловия к очередным каталогам «ЖЗЛ» и к юбилейным изданиям Валентин Федорович писал и раньше. Но теперь писал на абсолют, на вечность. В 2020 году издал книгу с «декартовским» названием «Читаю, следовательно, существую», а в 2021-м успел закончить удивительный по замыслу и исполнению, изумительно иллюстрированный труд «Книга и время. Судьба и проблемы книги глазами издателя».  В этой большой книге осмысливается главное свойство человека, которое сформировало всемирную и подлинную историю, — умственная жизнь личности. А также единственный способ самосознания и передачи мысли — письменность — от клинописи до компьютерной рукописи.

Такой капитальный труд только и делают перед лицом вечности, как исполнение призвания и поручения, как преодоление времени.

Геннадий Петрович Аксенов

 

КНИГА БЫЛА ЕГО БОЖЕСТВОМ

Давние друзья — Валентин Юркин и Святослав Рыбас

Мы были однополчанами. Валентин Федорович повернул мою судьбу в начале 1990-х годов, когда весь писательский мир был разрушен. На моей памяти до него директорами были Валерий Ганичев, Владимир Десятерик, которым не выпало и десятой доли потрясений, обрушившихся на «Молодую гвардию» при Юркине.

Впервые я переступил порог издательства в 1968 году, будучи первокурсником Литературного института имени А. М. Горького и автором молодогвардейского журнала «Сельская молодежь». С той поры жизнь издательства проходила на моих глазах и с моим участием. «Молодая гвардия» была государством в государстве, мощнейшим книжно-журнально-газетным концерном со своим полиграфическим производством. Сегодня она  видится издательской античностью. С 1973 по 1989 год я работал в ее стенах. В частности, заведующим редакцией по работе с молодыми авторами (это был самый яркий период) — своеобразного «роддома» молодых талантов. Через него прошли Юрий Поляков, Светлана Алексиевич, Елена Токарева, Татьяна Толстая, Михаил Попов, Виктор Верстаков, Петр Паламарчук, Вечеслав Казакевич, Сергей Михеенков, Александр Брежнев, Сергей Плеханов, Юрий Кабанков, Тимур Кибиров, Алексей Парщиков, Иван Панкеев, Александр Михайлов, Анатолий Пшеничный…

Юркин всегда поддерживал мои инициативы, хотя книги начинающих писателей не давали ни прибыли, ни славы. Очень многие наши крестники стали большими писателями.

Вместе с тем он постоянно встречался со знаменитыми писателями, «Молодая гвардия» достойно конкурировала с государственными и «писательскими» издательствами. Собрания сочинений Ивана Ефремова, Василия Шукшина, Валентина Распутина, Виктора Астафьева вышли у нас.

Святослав Рыбас (шестой слева), Валентин Юркин (второй справа) и другие молодогвардейцы во время встречи с писателем Анатолием Ивановым

Был очень сильный редакторский состав. Отдадим должное Виктору Федорову, Николаю Машовцу, Раисе Чекрыжовой, Инне Авраменко, Мадлене Катаевой, Галине Костровой, Сергею Лыкошину, Николаю Старшинову, Геннадию Красникову, Сергею Дмитриеву, Любови Калюжной. Юркин в профессиональном отношении относился к ним как к равным, а в ряде случаев просто следовал их рекомендациям.

Особенной популярностью пользовалась серия «Жизнь замечательных людей» с тиражами в 100—150 тысяч экземпляров. Она была нашей гордостью и Эверестом советского книгоиздания.

Возглавив издательство после ухода Владимира Десятерика на должность директора киностудии «Мосфильм», Валентин Федорович не мог знать, что вскоре придется бороться за само существование «Молодой гвардии».

Экономические реформы Ельцина-Гайдара поставили издательский бизнес один на один с диким рынком, нищающим населением, агрессивностью приватизаторов и криминального мира. Погибли знаменитые издательства. Тиражи книг упали в десятки и сотни раз. Профессиональные писатели и издатели влачили жалкое существование.

И вот здесь Юркин показал себя настоящим бойцом. Он не изменил своим принципам, лез на рожон, боролся с криминалитетом. Ему советовали получить отступное, не сопротивляться. Он не внял. Отстаивая «Молодую гвардию», дошел до высшего государственного руководства, развернув перед ним колоссальную историческую роль издательства.

О каких-то эпизодах той борьбы он мне рассказывал. В ней он вырос как личность, стал вровень с великими российскими издателями. Я не преувеличиваю.

Святослав Рыбас (справа), Валентин Юркин (в центре) и другие молодогвардейцы с начальником Главпура (1985—1990) генералом армии Алексеем Лизичевым

Все мои книги в серии «ЖЗЛ» (биографии Петра Столыпина, Иосифа Сталина,  Андрея Громыко, Василия Шульгина, Си Цзиньпина, генерала Александра Кутепова, Таира Мансурова) были написаны по его предложению и, более того, при его участии. Часто он звонил мне, мы встречались, он вручал мне книжные новинки по той или иной тематике, за которыми он всегда следил. В моей обширной библиотеке есть много его «подсказок».

Представьте, что означало выпустить в «ЖЗЛ» книгу о Сталине.

В этом проявилась его стратегическая дерзость. Для него не существовало разрыва в российской истории, она была для него едина со всеми своими достижениями и трагедиями.

Буквально до последнего дня Юркин жил в центре российского издательского мира. Незадолго до кончины он выпустил исследование «Книга и время. Судьба и проблемы книги глазами издателя», словно подводя итог своему многолетнему служению книжному делу.

Если искать ответ на вопрос, что подняло сына липецкого колхозного комбайнера до уровня столичного культурного деятеля, то ответ будет таким: любовь к книге.

Валентин Федорович сам говорил об этом. Книга как культурный феномен была его божеством.

Святослав Рыбас — автор вышедшей в «ЖЗЛ» биографии Сталина

Кажется, не было такой проблемы мировой и отечественной политики, которой он не мог бы дать личную оценку. Возможно, ему было тесно в стенах издательства.

Вспоминаю такой случай. Когда во МХАТе имени А. М. Горького была поставлена моя пьеса о Петре Столыпине «У премьер-министра мало друзей», Валентин Федорович написал мне:

«Дорогой Святослав!

Поздравляю! Даже в интервью  перед читателем вместо памятника явилась фигура колоссального мужества, трагических обстоятельств, сильнейшей злободневности. Идея спектакля — как выстрел из снайперской винтовки!

Ты прав, когда упоминаешь коллективизацию (я родом из села и представляю отчетливо весь ужас проекта), но стоит подчеркнуть, что главная идея была — посадить мужика на трактор, вооружить его техникой! Ты это знаешь прекрасно! Молодец! Крепко жму руку!»

На праздновании 125-летия серии «ЖЗЛ» (2015). Святослав Рыбас, Валентин Юркин, Лео Бокерия

Юркин широко мыслил.

Несмотря на то, что мы с ним происходили из разных социальных слоев и для меня премьер-министр императорской России был равновелик генеральному секретарю коммунистической партии, наше понимание исторического процесса был одинаковым. В этом он был универсален.

Святослав Юрьевич Рыбас